Быстрое приучение ребенка к горшку: действенные советы




Полуторагодовалый малыш — интересное существо, которому приходится обучаться жизненно необходимым навыкам. Это употребление жидкой пищи ложкой, питье из стаканчика, рисование карандашом и, конечно, наука опрятности.

Родителям важно знать, когда приучать ребенка к горшку и как это сделать правильно, чтобы не совершать ошибок и не навредить психике малыша.

Когда приучать

Вопросы: «Со скольких присаживать малыша на горшок? И сколько длится процесс обучения?», наверное, самые важные. Прежде, чем на них ответить, разберемся в тонкостях психики, физиологии карапуза.

С точки зрения отечественных педиатров, малыш должен иметь некоторые навыки самообслуживания, определенный уровень развития для начала приучения к туалету.



Это:

  • Уметь нагибаться, присаживаться, поднимать предметы, складывать их на стол.
  • Понимать речь взрослого.
  • Уметь сообщать о желаниях жестами или словами.
  • Чувствовать брезгливость к испачканным штанам.
  • Оставаться сухим после дневного сна, около двух часов во время игр, прогулок.

Сформированность этих умений дает родителям право начинать обучение туалетному этикету, то есть ближе к 18 месяцам.

Насильственное создание рефлекса в раннем возрасте ни к чему не приведет. Малыш еще не контролирует наполненность кишечника и мочевого пузыря. По этой причине высаживание на горшок с 10-12 месяцев — пустая трата времени.

Русский профессор Александр Казьмин выделяет несколько этапов формирования навыков опрятности у детей до 3 лет:

  1. В 1 годик-14 месяцев кроха ощущает первые негативные эмоции по поводу мокрых штанишек.





  2. В 1,5 года беспокоится, замирает, если чувствует желание пописать, покакать.
  3. В 20-22 месяца выражает готовность сходить в туалет жестами, потягиванием мамы за руку.
  4. Двухлетний кроха умеет снимать штанишки, садиться на горшок самостоятельно. Позывы к мочеиспусканию происходят каждые два часа.
  5. В 2,5 года просится в туалет, выражая желание словами, добегает в туалет до момента испражнения.
  6. В 3 года оправляется без чужой помощи: садится на горшок, снимает одежду и натягивает ее сам.

Таким образом, оптимальным возрастом для начала туалетных уроков является промежуток от 1,5 до 2 лет. Малыш подготовится к ним физически и психологически.

Если вы хотите досконально разобраться в каком возрасте приучать ребенка к горшку и когда стоит отучать от подгузников — посмотрите видео детского психолога Марины Романенко.

Проблемы раннего приучения

Начиная приучать малыша к горшку слишком рано, например в 7-10 месяцев, мамы сталкиваются с негативными последствиями, которые проявятся чуть позже:

  • Карапуз ходил на ночную вазу, но к году или полутора перестал на нее садиться, плачет и раздражается.

Это обусловлено тем, что у ребенка сформировался естественный контроль за желанием сходить в туалет. Заветные «пи-пи» на него просто не действуют. Он хочет дождаться потребности, позыва к мочеиспусканию от организма, а не перестает слушаться маму.



  • Нестойкие навыки опрятности.

Малыш ходит на горшок изредка, ожидает от родителей высаживания, соответствующих звуков для позыва к туалету. Например, звук журчания воды, кряхтения для опорожнения кишечника от мамы.

  • Протесты крох приводят к агрессии со стороны родителей.

Мамы, расстроенные неправильным поведением маленьких детей, которые недавно сидели на горшке и не плакали, применяют силу. Заставляют подолгу сидеть на вазе, ругают. А малыш не понимает причину недовольства, отрицает ее. Формируется боязнь горшка.

Избежать этих проблем помогает терпение. Не торопите события. Начинайте воспитывать аккуратность вовремя — в 18-24 месяца, когда увидите первое стремление приобрести навык.

Признаки готовности к обучению

Внимательно приглядитесь к своему чаду. Определите степень готовности к горшечному искусству по следующим признакам:

  1. Ребенку больше 18 месяцев.


  2. Он довольный, сухой на протяжении полутора-двух часов.
  3. Понимает, что такое сикать-какать.
  4. Плачет, если обмочился, оправился в трусики.
  5. Знает, как дать понять маме, что ему нужно в туалет (нервничает, зажимает ножки, замирает, тянет за руку, умеет ждать и т.д.).
  6. Хочет сам снимать одежду с себя и надевать ее, это у него получается.
  7. Знает, где у него ручки, ножки, попа, умеет их показывать, называть.
  8. Сидит спокойно за игрой, мультиками несколько минут.
  9. Выполняет некоторые просьбы: сходи, принеси, дай.
  10. Указывает на мокрые трусики, выражая недовольство гримасой.

Если ваш малыш относится к группе детей, которые все это умеют или очень хотят научиться, то можно начинать обучения туалетной грамоте. Если нет, задерживайте процесс воспитания на пару месяцев.

Какой горшок выбрать

Идеальный горшок — это не розовый и голубой, купленный по половому признаку, а такой, который отвечает анатомическим особенностям строения тела ребенка. Выбирать его нужно по следующим характеристикам:

  • Форма. Мальчикам — овальная, девочкам — круглая.
  • Наличие выступа. Обязателен для мальчиков.
  • Теплопроводность материала. Холодный горшок вызывает неприятные эмоции, чувство отвращения к процедуре. Остановите выбор на пластиковых моделях.
  • Удобство при сидении. Первый горшок должен подходить по росту, размеру попы. Купите вариант со спинкой. Младенец удобно облокотится на нее ночью, рано утром, писая в полудреме.
  • Устойчивость. Обеспечивается безопасность крохи. Края должны плотно прижиматься к полу. Перекосы, сгибы по каркасу характерны для бракованных изделий.
  • Горшок без дополнительных функций. Песенки, подсветку оставьте для музыкальных игрушек.

выбор шоршка

Полезные советы

Для эффективного приучения к туалету родители могут воспользоваться некоторыми советами и хитростями:

  • Соблюдайте режим и систему действия. Откажитесь от подгузников. Не переставайте сажать ребенка на горшок каждые час-два, после сна и еды.
  • Приносите ночную вазу к ребенку, а не ведите малыша к ней.
  • Надевайте простую одежду, без застежек и молний. Важно, чтобы она легко снималась и надевалась.
  • Не держите кроху на горшке слишком долго. Пять-семь минут достаточно. Ночная ваза должна стоять в поле зрения и досягаемости ребенка. В этом случае он сможет самостоятельно сесть, опорожниться.


  • Выбор первого горшка предоставьте ребенку.
  • Не препятствуйте малышу, если он решил изучить свои половые органы. Пусть знает, как устроено его тело.
  • Сделайте плакат, табло для отметки достижений младенца. Клейте звездочки за сухие дни, дарите в конце недели небольшие подарки за аккуратность.
  • Хвалите после каждого удачного процесса.
  • Не ругайте малышей за промахи. Это спровоцирует негативную реакцию.
  • Если малыш выгибает спинку, орет, не настаивайте на процессе. Пусть пройдет немного времени.
  • Предлагайте испражняться на улице в кустики, берите запасную одежду на прогулку.
  • Рассказывайте крошке, что ходить в сухих штанишках хорошо, в мокрых — плохо, неприятно.
  • Сделайте смешное фото ребенка на горшке. Повесьте в комнате, пусть любуется на себя, осознавая собственную взрослость.
  • Если в семье есть другие дети, сажайте их в туалете вместе с младшим. Пусть поделятся полезным опытом, покажут пример.
  • Не пытайтесь формировать привычку в период болезни, плохого настроения.

что нельзя делать

Начинаем процесс обучения

Для устойчивого навыка важна систематичность, последовательность действий родителей. Начинайте методический процесс следующим образом, не пропуская этапы, повторяя цикл каждый день, пока не добьетесь успеха.

  1. Покажите малышу горшок. Пусть пощупает его, посидит просто так, даже не снимая трусиков. Поиграйте в «пи-пи» с плюшевым зайкой.
  2. Внимательно следите за крохой в этот день, попробуйте поймать его в момент позывов к дефекации, мочеиспусканию. Если почувствуете устойчивый протест, страх, не заставляйте кроху усаживаться на горшок.


    Подождите пару дней.

  3. Пригласите малыша в туалет после сна, еды. Садитесь рядом на пол, рассказывайте стишки, пойте песенки. Ребенок почувствует себя в безопасности.
  4. Повторяйте процесс каждые два-три часа.
  5. Поговорите с крошкой о назначении ночной вазы. Спросите, куда он должен писать, покажите пальчиком, подведите ребенка к горшку. Добейтесь ответа жестом или фразой.
  6. Хвалите за достижения, не ругайте за промахи.
  7. Комментируйте действия во время процесса.

«Сейчас снимем штанишки, трусики, сядем, принесем салфетку, помоем горшок. Молодец, Кирюша!» Хождение в туалет станет обыденностью со строгой последовательностью действий.

Посмотрите очень полезное видео, в котором максимально подробно рассказывается о всех тонкостях процесса приучения малыша к горшку.

Как приучить к горшку за семь дней

Методика Джины Форт — профессиональной няни из Великобритании — успешно опробована многими родителями. Поддаются тренировке дети, которым уже исполнилось полтора года и они во всем слушаются маму. Техника недельной методики состоит из следующих этапов:

  1. Отказываемся от подгузников.

Снимите последний памперс в жизни малыша и смело попрощайтесь с ним. После ночного сна усадите кроху на горшок и развлекайте его минут десять, удерживая на сиденье сказками, песенками. При отсутствии результата повторите попытку через пятнадцать-двадцать минут. За испачканные трусики не ругайте, не злитесь.

  1. Закрепляйте навык.

Следите за крохой весь день, при малейшем подозрении на желание пописать бегите за ночной вазой, усаживайте карапуза и ждите результата.



  1. Откажитесь от подгузника для прогулки.

Сходите в туалет перед улицей и сразу после возвращения домой.

  1. Последние дни недели регулярно предлагайте малышу воспользоваться горшком. Особенно после сна, еды, прогулки.

Не забывайте о похвале и искренней радости за ребенка, если он выполнил вашу просьбу.

Важно! В дни, посвященные приучению к горшку, старайтесь поить малыша почаще. Это позволит использовать пластмассовый туалет регулярнее, упростит закрепление навыка.

Также очень хорошо помогает игровая форма. Используйте эти картинки и стишки для мягкого и плавного приучения.

1

2

3

Приучение мальчиков и девочек

Пол тоже имеет значение для скорости формирования навыка и его закрепления. Девочки приучаются к горшку быстрее из-за покладистости, желания быть красивой, подражать во всем маме. Они внимательны, размеренны, им не скучно сидеть на ночной вазе, прислушиваться к внутренним ощущениям.

Иногда девочкам мешает стеснительность. Они отказываются присаживаться без трусиков в присутствии посторонних, других детей, предпочитают терпеть длительное время. Это легко исправить, создав для малышки уединенную обстановку.

Мальчики — гиперактивные, подвижные, увлекающиеся натуры, поэтому удержать их на одном месте крайне трудно. Заниматься практикой писания с мальчиком должен отец, но это в идеале. Мамам приходится брать эту роль на себя. Папам же остается только показать позже, как писать стоя.

Существенных отличий в методике обучения опрятности мальчиков и девочек нет, особенно на первых этапах.



Позднее, когда будущие мужчины узнают, как писать не в штаны, а в горшок, необходимо быстро научить делать это аккуратнее, чтобы не забрызгать пол. Эту часть оставляйте для пап.

Причины возможных неудач

Потерпеть временное фиаско в туалетной науке возможно даже с очень покладистыми и развитыми детками. Этому есть несколько объяснений:

  • У младенца режутся зубки. Отложите урок. Дискомфорт, боль во рту не позволяют крохе сосредоточиться на позывах к мочеиспусканию.
  • Увлеченность играми. Ребенок может не хотеть отвлекаться от интересного занятия, предпочитая намочить штанишки. Это пройдет со временем.
  • Индивидуальность развития. Неприученность к горшку вовсе не означает, что у ребенка есть проблемы с интеллектом. Нужно подождать, и процесс наладится. Развивать аккуратность, опрятность никогда не поздно.
  • Кризис 1 года. Малыш выражает протест, учится отстаивать свое мнение, показывать недовольство взрослыми.
  • Девочки приучаются быстрее мальчиков.
  • Гиперактивность.

Шустрого малыша просто невозможно удержать на месте. Он не успевает вовремя сесть на горшок, поэтому вынужден бегать мокрый. Придется приложить больше усилий, чем со спокойным крохой, и все получится.

Если ребенок боится горшка

Страх перед ночной вазой у детей обусловлен следующими причинами:

  • Неудачное знакомство с горшком. Он был холодным, мокрым, просто страшным для крохи предметом.
  • Травма. Малыш упал с него, ударился.
  • Отсутствие поддержки и похвалы от родителей. На первых порах приучения к туалету конечный результат необходим только взрослым, малыш старается понять, что вы от него хотите, пытается порадовать маму. Не жадничайте с поцелуями и обнимашками.
  • Несвоевременное приучение. Родители пытались выработать рефлекс насильственными методами в очень раннем возрасте, действуя навязчиво.
  • Отсутствие нормальных условий для писания и какания в садике.
  • Слишком долгое сидение на ночной вазе. Строгие родители добиваются результата, удерживая малыша на горшке по несколько часов, выражая недовольство нерасторопностью ребенка.
  • Детские фантазии. Малыш рисует в голове страшные картинки о чудищах в унитазе. Кричит, истерит при первых попытках его усадить. Расспросите ребенка об этом и проверьте, кто там живет, вместе.
  • Слишком большой горшок. Малыш сидит неудобно, боится провалиться.
  • Запоры. Болезненные ощущения при дефекации малыш связывает с горшком. Объясните ребенку, что туалет из пластика здесь ни при чем, измените детское меню, чтобы твердый кал его не беспокоил, малыш какал безболезненно.

Исправить ситуацию можно следующим образом:

  • Отпустите ситуацию на пару недель, даже месяцев. Уберите горшок подальше.
  • Не ругайте малыша. Чем меньше будете психовать вы, тем спокойнее станет ребенок.
  • Создайте комфортную психологическую обстановку в момент дефекации, писания.
  • Купите новый горшок. Пусть малыш сам выберет.
  • Поставьте сперва горшок в комнате, пусть ребенок привыкнет к нему внешне.
  • Изучите новый для ребенка предмет вместе, посадите на него игрушку, покажите, как им пользоваться.
  • Придумайте вместе сказку о волшебных горшках, смелых мальчуганах, которые побороли страх, стали сильными, смелыми.


    Разговаривайте на эту тему чаще.

Важно! Отсутствие давления со стороны родителей, терпение, помощь в преодолении фобии помогают малышу не бояться ужасного горшка, привыкнуть к новой процедуре быстрее.

Как приучить ребенка вставать ночью на горшок

Ночное писание — следующий этап выработки навыка опрятности у ребенка. Начинайте его после того, как днем наладили процесс, малыш иногда остается сухим десять-шестнадцать часов подряд.

Начинать ночные пробуждения нужно со следующего:

  1. Не надевайте памперс перед сном. Постелите на матрац непромокаемую пеленку для подстраховки.
  2. Будите малыша ночью в определенные часы. Например, через четыре-пять часов после засыпания. Важно не хватать сонного ребенка и сажать на горшок, а объяснять, для чего он проснулся.
  3. Мотивируйте малыша, хвалите за самостоятельное пробуждение, просьбу помочиться ночью.
  4. Проговаривайте ситуации с ночным туалетом днем. Можно в форме игры. Будите и отправляйте мочиться куклу, мишку. Пусть малыш сам снимет им трусики, похвалит за «пи-пи». Играть нужно весело.
  5. Проведите пару ночей в одной комнате с малышом.

Если кроха захочет писать ночью, то начнет ворочаться, стонать. Посадите малыша на горшок. Через пару дней он сам начнет просыпаться, а не терпеть.

По мнению доктора Комаровского, родители не должны предпринимать никаких действий, чтобы малыш не писался ночью. Способность оставаться сухим всегда появляется сама, поскольку мочевой пузырь вырастает и удерживает большее количество жидкости. На эту тему он снял видео и написал статьи.

Посмотрите передачу доктора Комаровского,  полностью посвященную тому, как научить ребенка ходить на горшок.

Как отучить от подгузников

Отказ от памперсов в дневные часы проходит легче, чем в ночные. Дома не надевайте многоразовые трусики, в детсад тоже. Перед прогулкой пользуйтесь детским туалетом. На улице периодически предлагайте малышу сбегать в кустики или берите горшочек с собой.

Хвалите малыша, если он попросился домой из-за желания пописать. Вскоре будет терпеть дольше, запасная одежда не потребуется. Оставаться сухим ночью поможет ограничение в питье за два-три часа перед сном.

Категорически отказываться от ночного памперса не стоит до 2 лет. После ребенок будет просыпаться, проситься в туалет. А мокрые простыни помогут в этом. Мамам в этот период придется чутко, почаще подходить к детской кроватке, чтобы проверить сухость трусиков, заменить простынку, поднять малыша посикать.

Когда стоит обратиться к врачу

Обращаться за медицинской помощью нужно в том случае, если:

  • Навык опрятности не выработался у трехлетнего малыша.

На четвертом году жизни кроха не испытывает потребности оставаться сухим. Не обращает внимания на мокрые штанишки в дневные часы.

  • Продолжает писаться ночью в пятилетнем возрасте.

В этом случае говорят о патологиях развития и врожденных аномалиях. Непроизвольное испражнение, многократные неконтролируемые мочеиспускания — признаки функциональных и психических нарушений.

Обратитесь к педиатру, урологу, с девочками — к детскому гинекологу. Специалист назначит обследование: УЗИ почек, мочевого пузыря, анализ мочи. Если функциональная система развита без нарушений, патологии не выявлены, обращайтесь к неврологу.

Важные выводы

  1. Полуторагодовалый возраст — лучшее время для знакомства с новым предметом в жизни малыша — горшком. Привыкать в этот период гораздо легче.
  2. Приготовьтесь к осечкам в первые дни, месяцы.
  3. Учитывайте психологические особенности детей. Нельзя применять силу, угрожать ребенку, кричать, если получили отказ воспользоваться туалетом.
  4. Не заставляйте малыша тужиться, выдавливать из себя мочу, подолгу сидеть, чтобы получился положительный результат.
  5. Не настаивайте на немедленной выработке навыка. Наберитесь терпения.
  6. Уговаривайте, если видите, что малыш просто вредничает, капризничает.
  7. Не пугайте детей. При возникновении страхов спрячьте ночную вазу, достанете через пару недель и начнете практический процесс снова.
  8. Не используйте имитации мочеиспускания для мотивации малыша. Пусть процесс проходит естественно. Впоследствии, если малыш услышит, как льется вода, кто-то псыкает, то у него почти рефлексивно возникнет желание сходить в туалет. Это неправильно. Позыв должен провоцироваться наполнением мочевого пузыря, кишечника.
  9. Обратитесь к доктору, если ребенок часто писает в штанишки днем после 3 лет, просыпается мокрым на шестом году жизни.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kak_priuchit_rebenka_k_gorshku.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Задать вопрос специалисту
На вопросы отвечает
Татьяна Мельник
Врач-психотерапевт, воспитатель детского сада
Задать вопрос
×
×