Все о подготовке ребенка к детскому саду: полезные советы

Главная картинка




Определить малыша в ясли или детсад или пережить перевод в другой садик для мамочек порой становится большим испытанием. Разом на родителя сваливается масса вопросов: что нужно знать при подготовке к садику, что нужно купить, какие собрать справки и чему научить ребенка. Большую часть ответов дает действующее законодательство.

«Детсадовские» законы

Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10), а также отмечены основные принципы государственной политики в сфере образования:

  • право каждого на получение образования и недопустимость дискриминации, образование должно быть бесплатным и общедоступным;
  • принцип гуманизма в образовании, учёт индивидуальных особенностей всех малышей;
  • принцип ценности жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности.

В отечественных реалиях, молодым родителям желательно изучить этот документ подробно, чтобы знать свои права. К сожалению, иногда приходится отстаивать права ребенка и свои собственные в общении с представителями учебного заведения.

Зачем нужен детский сад

Информация к размышлению. Ребенок проводит в детском саду от 3 до 8 часов. Трехлетний кроха находится под присмотром воспитателей треть суток, ещё треть – спит. Выходит, что семья и сад почти поровну делят ответственность за развитие ребенка.

Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка от 0 до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе.





Для этого группа временного пребывания (ранее – ясельная группа) и детсад должны по закону:

  • Создавать комфортную среду и условия для своевременного нервно-психического и физического развития детей.
  • Развивать речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевую сферу.

Учит ли садик плохому? Матерные слова ребенок может «принести» домой от одногруппников, но только мама и папа ответственны за то, будет ли ребенок использовать нецензурную лексику впредь. Культура общения прививается, в первую очередь, через семью. То, что малыш видит дома, он транслирует в группу сверстников. Поэтому меньше вините садик и чаще говорите с малышом о «хорошем» поведении.

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития малышей формируются группы в дошкольных учреждениях. В каждой из них должен работать воспитатель, знающий и учитывающий эти особенности. Для каждой возрастной категории разработаны специальные образовательные стандарты и программы.

Педагоги и воспитатели призваны не только присматривать за детскими играми, но и обучать воспитанников коммуникативным и бытовым навыкам. Очень многое в маленькой личности зависит от участия, мнения и культуры воспитателя. Именно воспитатель становится тем самым значимым взрослым, кроме мамы, который влияет на:

  • Адекватность самооценки;
  • Социальное развитие;
  • Нравственно-этические представления;
  • Творческие способности;
  • Навыки самобслуживания;
  • Учебные навыки (усидчивость, внимательность, интерес к учению).


Это далеко не полный перечень зон ответственности дошкольных педагогов, и всё это в рамках закона. Однако не стоит перекладывать на садик те проблемы, которые могут быть решены только внутри семьи.



сложности адаптации

Кого принимают в садики

Важный документ. Все подробности ответа на этот вопрос вы найдете в Приказе Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

За каждым детским садом закреплены определенные адреса – территория. Если вы с малышом проживаете по прописке на этой территории, то имеете первоочередное право на обеспечение местом в группе. Если свободные места есть, то прием ведется весь год.

Группы здоровых деток формируются по возрасту. Когда есть проблемы, задержки, дисгармонии в психическом развитии, учитываются и индивидуальные особенности. Но в любом случае, малыша в три года никто не определит в группу полуторагодовалых. Деткам с серьезным отставанием предложат специализированный сад или группу.

Какие нужны документы

Чтобы подготовка ребенка к детскому саду не затянулась из-за юридической стороны вопроса, заранее изучите перечень документов для определения в детский сад:

  • медицинское заключение (медкарта);
  • личное заявление одного из родителей.

В медицинской карте должны быть обязательные исследования и отметки медицинского осмотра у специалистов, список которых всегда есть у участкового доктора. Обычно среди них стоматолог, невролог, уролог-андролог или гинеколог, хирург, ортопед, офтальмолог и кардиолог, но у отдельных детских садов могут быть и иные требования к медосмотру.



Если приходится менять садик, обязательно уточняйте их у администрации учреждения. Врач детского сада в любом случае должен проверить наличие прививок по возрасту. Необходимо также предъявить оригиналы и предоставить копии:

  • паспорт мамы или папы;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • сведения об официальной регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.

На основе этих документов ДОУ заключает с родителями договор, и в течение 3-х рабочих дней ребенок должен быть зачислен в группу по возрасту. Двухлетний кроха будет определен в группу временного пребывания, а в три года – в сад полного дня.

Благотворительные взносы. Взносы на «ремонт крыши», «закупку штор и шкафчиков» не относятся к числу обязательных, они добровольные. Всем необходимым детские сады обеспечиваются из бюджета. Вы не обязаны срочно вносить платежи, кроме оплаты за услуги по договору. Покупать что-то в группу, если такое решение не было принято на родительском собрании, вы тоже не должны.

Предстоящие покупки

Не пытайтесь обеспечить малыша отдельным гардеробом для посещения группы. Вполне подойдут обычные домашние вещи. Тем более, что при количестве детей в группе больше 12 даже самая опытная нянечка пропустит момент, когда на новую рубашку будет перевернут борщ, а на белых колготках испытаны фломастеры.

вещи в сад

Самое необходимое из одежды

  • легкие брюки для прогулок на улице летом (колени защищены);
  • летний головной убор;
  • легкие носочки (несколько пар);
  • удобные босоножки или спортивная обувь;
  • теплый комбинезон для зимних прогулок;
  • водолазки, свитера, пуловеры – по климату;
  • теплая шапка;
  • теплые носки;
  • теплые сапожки или ботинки по климату;
  • шорты для группы (выбирайте х/б изделия с мягкой резинкой и без карманов);
  • колготки (несколько пар);
  • пижама для тихого часа (две на смену);
  • рубашки с длинным рукавом;
  • рубашки с коротким рукавом;
  • футболка и брюки для спортивных занятий, танцев и хореографии;
  • чешки или танцевальные тапочки (по требованиям сада);

Лучше избегать джинсов и каждое утро идти в сад в зависимости от сезона – в брюках или шортиках с мягким поясом и х/б рубашке.



Ребенку должно быть удобно самостоятельно одеваться и раздеваться. В индивидуальном шкафчике должна храниться смена белья, маленькое полотенце, а зимой – запасные варежки. Сменная обувь – надежная, дышащая, удобная (не тапочки или шлепки!).

Парадно-выходная форма: обычно достаточно соблюсти требование «темный низ, светлый верх». Обувь для мероприятий – закрытая кожаная. Это одеяние потребуется 3-4 раза за год на официозах: 1 сентября, день учителя, день российского флага, день Конституции. Обучающиеся младших групп в таких мероприятиях участвуют редко. Карнавальные костюмы для утренников и дополнительные аксессуары – на усмотрение родителей.

Совет. Подготавливать одежду задолго до начала учебного года не стоит. Сначала уточните требования к повседневной и парадной форме непосредственно в учреждении. К тому же дети с 2 до 6 лет очень быстро растут и покупки лучше делать размер-в-размер в течение всего года.

Подготовка к садику: возрастные нормы

Чем младше малыш, тем живее для него течет время, тем больше новой информации о мире он усваивает в единицу времени. Адаптация к детскому саду проще всего происходит у детей около 3-4 лет, когда они морально готовы к новым контактам и самостоятельности, а иммунитет наиболее устойчив.

Раньше – им трудно стать независимым от мамы, старше – сложно «влиться» в новый коллектив и научиться коммуникации.

Ясли от 0 до 1,5 лет: мнение психолога. Никакое раннее развитие не заменит ребенку второго года жизни уютную домашнюю возню внутри семьи. Ранняя потеря контакта с родным человеком может обернуться для ребенка психической травмой. Ясельная группа – спасение лишь для очень занятых мам.

Независимо от того, будет ли малыш посещать детский сад, дома он приобретает общекультурные  и бытовые навыки, познает основные законы жизни:

  • самообслуживание: в два года он уже должен уметь пользоваться горшком, манипулировать вилкой и ложкой; важные навыки – одевание-раздевание-переодевание, уборка посуды и вещей, аккуратность, попадание в правый-левый башмачок и т.д.;
  • режим: сон, приемы пищи, учебные занятия, гигиенические процедуры ежедневно укладываются в график.

Дополнительно к тому, что дитя познает и чему обучается в процессе естественного взросления в кругу семьи и в ближайшем окружении, для подготовки к поступлению в детский сад нелишним будет обратить внимание на рекомендации психологов и педагогов: психологически, физически и морально подготовить ребенка к новому распорядку.

Советуем вам посмотреть видео детского психолога Марины Романенко о том, как правильно подойти к вопросу подготовки к детскому саду:

Физическое развитие

О том, как подготовить ребенка к детскому саду, врачи и педагоги не имеют общего мнения. Одни уповают на возможности иммунитета и стараются, чтобы малышу пришлось как можно меньше болеть. Другие стремятся максимально обезопасить детскую психику от резкого изменения ситуации, поэтому советуют постепенно приучать малыша к группе, воспитателю и садиковскому режиму.

Те и другие по-своему правы, но задача родителя – помочь малышу развиваться гармонично.



Поэтому обратите внимание на все аспекты подготовки.

Кстати. Редкие врачи (самый известный – Комаровский) придерживаются комплексного подхода и считают, что и психика, и иммунитет в равной степени уязвимы и в равной степени стимулируются началом посещения детского сада. Слезы, насморк и легкие капризы – спутники нормальной адаптации.

2-3 года

Учите ребенка сохранять правильную осанку, устойчивость. Играйте с мячиком. Малышу под силу удерживать мяч двумя ручками, бросать, катать, переносить. Несложные подвижные игры будут совершенствовать моторику (ползание, лазание, ходьба, бег, бросание, катание). Предложите попрыгать как зайчики; показать, как птички пьют воду, клюют зерно и т.д.

3-4 года

Развивайте разнообразные виды движений. Учите ребенка двигаться, не опуская головы, не шаркая ногами (это может быть условием простой сюжетной игры). Хорошим подспорьем в физическом развитии будут санки, лыжи, велосипед. Уже можно показать, как правильно приземляться при прыжках. Подвижные игры уже должны быть с правилами.  Учите действовать по сигналам «стой», «лови», «беги».

4-5 лет

Обратите внимание на согласованность движений рук и ног во время бега и ходьбы. Полезно научить бегать в определенном ритме. Этому поспособствует музыкальное сопровождение или ритмичные стихи.

Лазанье нужно разнообразить пролезанием, подлезанием, перелезанием через препятствия. В прыжках научите малыша использовать взмахи руками, помогающие сделать прыжок выше и длиннее.

В играх с мячом учите бросать, ловить его кистями рук, отбивать о землю то правой, то левой рукой.



Трехколесный велосипед заменяем двухколесным. Учим ездить по прямой и по кругу. В подвижных играх используем скакалку, обруч, мяч. Важно поощрять активность и инициативу ребенка.

5-6 лет

Используйте игры-соревнования с преодолением простых препятствий, метанием мяча одной рукой, лазанием, прыжками, ориентированием в пространстве. Подберите игровой вид спорта после консультации с педиатром.

6-7 лет

Следите за осанкой ребенка в любых видах деятельности. Подбирайте упражнения на гибкость, равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве. Здесь хороши и танцы, и элементы борьбы. Во время игр и выполнения упражнений важно обратить внимание на формирование личностных качеств ребёнка: смелости, решительности, выдержки, организованности, самостоятельности, инициативности.

Социальное развитие

дети играют

В плане социализации и нравственного воспитания детей любого возраста родителям важно:

  • Формировать у ребенка умение и желание играть в группе сверстников.
  • Воспитывать чувство симпатии, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости к другим детям, вежливое отношение к взрослым.
  • Сформировать отрицательное отношение к жадности и грубости, плохим привычкам.
  • Научить использовать слова для вежливого приветствия, прощания, просьбы.
  • Мотивировать соблюдать правила приличного поведения на улице и в помещении.
  • Формировать навыки самообслуживания.

2-3 года

Малыши этого возраста уже должны получить опыт поведения среди сверстников. Хорошо, если ребенок умеет называть свое имя, использовать вежливые слова.



Во время игр с другими малышами обращайте внимание вашего ребенка на особо доброжелательных детишек. Объясняйте, кто поступает хорошо, а кто плохо.

3-4 года

Граница возраста младенчества и раннего возраста ознаменована переходом к предметной деятельности, формированием интеллекта на основе совершенствования восприятия и  развития точных движений. Одновременно с этим быстрыми темпами развивается речевое общение.

Речь пока еще не является средством мышления, но имеет огромное значение в установлении контакта со взрослыми в совместной деятельности. Учите и активно используйте пальчиковые игры. Припомните хотя бы «Сорока-сорока» или «Кулачок».

Живые примеры хорошего поведения по-прежнему актуальны, как и общение в группе. Поощряйте стремление пожалеть, помочь, поделиться. Учите общаться без крика, быстро реагировать на просьбы и замечания, использовать вежливые слова.

4-5 лет

Накапливается информация не только о самом себе но и об окружающих. Формируется самооценка. Огромную роль в представлении о самом себе и результате своих действий имеет оценочное воздействие взрослых. Все большую роль начинает играть общение со сверстниками. Социально-личностного развитие этого периода имеет значимые новообразования:

  • осознанное отношение к собственным индивидуальным особенностям (свойствам, мыслям, переживаниям)
  • формирование социально значимых черт личности.

Подбирайте книги, мультфильмы, сюжетные иллюстрации нравственной направленности. Формируйте у  ребенка личностное отношение к плохим и хорошим поступкам.



Организуйте домашний театр. Учите быть полезным в групповой деятельности. Приучайте к помощи по дому, уходу за домашними растениями и животными.

5-6 лет

Усложните сюжеты домашнего театра. Проигрывайте простые «пьесы» о дружбе, помощи малышам, уважении к взрослым, о сочувствии и скромности. Знакомьте с произведениями фольклора (загадки, потешки, пословицы, поговорки). По-прежнему тщательно подбирайте телепередачи и книги.

6-7 лет

Поощряйте инициативу ребенка в организации коллективных игр, совместного труда, стремление  договариваться, помогать. Учите  представлять перспективы задуманных действий.

Развитие познавательных способностей

ребенок изучает

Развитые познавательные способности помогут освоить школьную программу в будущем, а в детсадовском возрасте послужат основой личностного роста.

2-3 года

Развитие сенсорики: использование сенсорных поверхностей для ходьбы босиком, предметы различных форм из различных материалов для ощупывания как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Хорошо для этих целей подходит такое изобретение, как бизиборд, который можно сделать своими руками.

С 2,5 лет и до самого конца дошкольного возраста используйте игры с песком. Это прекрасное средство для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, которые связаны с становлением речи и мышления.

В этом же возрасте начинаем знакомить малыша с музыкой и музыкальными инструментами (барабаном, колокольчиком, детским ксилофоном, дудочкой и т. п.).

Познавательные игры с различными, доступными для восприятия малыша предметами: кубиками, мячиками, матрешками, колечками от пирамидок. Покажите малышу, как эти предметы объединяются в группы по форме, размеру. Произносите медленно и отчетливо одновременно с действием: маленькие мячики, большие мячики; маленькая матрешка, большая матрешка.

Знакомьте малыша с окружающим пространством: водите по квартире, называя комнаты. Предлагайте малышу показывать ушки, глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик у себя самого и у других (мамы, папы, куклы, собачки, котика). Слушайте и обсуждайте звуки природы и простые музыкальные произведения. Поощряйте интерес к рисованию и лепке.

3-4 года

Учите ребенка видеть общий признак нескольких предметов: эти кубики все большие, а эти все — маленькие; эти мячики все зеленые,  и т. д. Малыш уже способен усвоить понятия один и много, ни одного, больше, меньше. Произносить эти слова, отвечая на вопросы взрослого «Сколько?», «Чего больше?»

Поставьте в один ряд несколько предметов одной группы (например, кубики). Предложите малышу поставить столько же предметов другой группы (матрешек), устанавливая их рядом с первыми (парами).

Затем усложните задачу. Установите в два ряда (парами) предметы из разных групп, одних на 1-2 меньше, чем других. Предложите малышу сделать так, чтобы предметов стало столько же, одинаково.

В другой игре из набора парных предметов берите по одному, показывайте ребенку и просите показать (взять, переложить) такой же.

Для активного развития сенсорики: подготовьте набор парных предметов (в парах они должны быть абсолютно одинаковыми). Например, два одинаковых мячика, два одинаковых кубика, два одинаковых колечка, две одинаковые палочки.

Одну часть игрушек спрячьте в домашней песочнице (или в коробке с дырочкой для руки, в непрозрачном мешочке, ванночке с пеной), другую дайте для ознакомления ребенку. Пусть осмотрит, ощупает. Затем показывайте по одной игрушке и предлагайте найти на ощупь такую же.

Обращайте внимание малыша на смену дня и ночи. Учите произносить название времен суток. Учите определять и называть пространственные понятия: вверху, внизу, позади, впереди, справа, слева. Читайте ребенку как можно больше. Побуждайте к заучиванию стихов. Начинайте знакомить малыша с буквами и счетом в пределах трех.

4-5 лет

Продолжайте играть в ориентировочные и пространственные игры. Например, найти игрушку по подсказкам взрослого. Можно начинать осваивать счет. Пока — до 5. Считать конкретные предметы. Сравнивать количество предметов сопоставлением (поровну, на 1 меньше, на 1 больше). Сравнивать предметы по величине. Определять и называть геометрические формы.

Чтение, как и прежде должно занимать большую часть совместных со взрослым занятий. Знакомимся с новыми буквами (и, возможно, слогами). Помимо понятий и названий времён суток учить различать «вчера», «сегодня», «завтра».

5-6 лет

Учим порядковый счет до 10. Сравниваем количество предметов. Полезно объяснить малышу, что количество предметов не зависит от их признаков и расположения в пространстве. Учите делить предметы на равные части.

Полезно потренировать ребенка выполнять различные действия по образцу. Учите устанавливать последовательность событий (на конкретных примерах, по картинкам). Читаем, учим наизусть, составляем короткие простые рассказы. Фантазируем, придумывая сказки.

6-7 лет

Учим порядковый счет до двадцати. Продолжаем сравнивать количество предметов в непосредственных действиях с игрушками, уравнивать их количество путем добавления или изъятия предметов. Называем числа в прямом и обратном порядке. Играем с монетками, набирая необходимое число денег, разменивая.

Полезно познакомить малыша с вариантами измерений (вес, длина, объем) в условных единицах (например, измеряем длину полоской бумаги в клеточку), показать, как работают весы. Путем сворачивания листа бумаги (квадратного, круглого, прямоугольного) изучаем деление целого на равные части.

Для развития умения ориентироваться в пространстве познакомьте ребенка с картой, планом, схемой, маршрутом. Для представления о времени – знакомство с часами. Покажите последовательность дней недели, месяцев, времен года.

Поощряйте стремление к художественно-прикладной деятельности, конструированию. Учите слушать и понимать музыку;  видеть и понимать произведения искусства.

Еще больше советов от психолога смотрите в видео Натальи Горбатовой:

Грамотно подготовленный к детскому саду ребенок очень легко переживет период адаптации. Умение и желание учиться и общаться, отсутствие страха перед трудностями, адекватная самооценка – результат кропотливой работы родителей в первые два-три года жизни малыша. Как только появляются какие-то сомнения, старайтесь посоветоваться с педагогом-психологом или будущим воспитателем.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kak_podgotovit_rebenka_k_detskomu_sadu.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Задать вопрос специалисту
На вопросы отвечает
Татьяна Мельник
Врач-психотерапевт, воспитатель детского сада
Задать вопрос
×
×