7 базовых правил для развития креативного мышления у ребенка





Креативность — это врожденное?

У разных людей креативность проявляется неодинаково. Разумеется, генетика имеет значение. Но, как любая способность, уровень креативности зависит от объема усвоенных знаний и опыта.

Именно усвоенных знаний, потому что «зубрилы» не бывают креативными. Повторение для лучшего запоминания — благо, но заучивание без понимания калечит мышление, лишает гибкости, способности к анализу.

Креативность можно развить. В интернете вы легко сможете найти различные упражнения. В этой статье я хочу обратить ваше внимание на создание базы — того, без чего всякие упражнения будут бесполезны.

Для развития креативности нужно работать над увеличением количества нейронных связей в коре головного мозга, развивать межполушарное взаимодействие. И еще надо обращать внимание на развитие так называемых некогнитивных способностей:

1.  Физическая активность

Межполушарное взаимодействие развивает различные виды физической активности: игры с мячом, спортивные занятия, катание на велосипеде, танцы, игры на естественных площадках с ямами, горками, овражками, деревьями, различными препятствиями. Нужно выделить ребенку время, когда он может двигаться так, как он хочет, может ощутить чувство физической свободы.

2.  Игры со сверстниками

Для детей 3-6 лет игры являются обязательными. Не спешите думать, что у вас с этим порядок. Последние исследования говорят, что современные дети играют в 6 раз меньше, чем их сверстники 25-30 лет назад. А “наигранность” ребенка — это развитие навыков коммуникации, стратегического мышления, воображения, познавательного интереса, эмоционального интеллекта, крупной и мелкой моторики, обширного словарного запаса, способности управлять собой.





И все это без специальных упражнений — дети просто играют и общаются.

3.  Делай, как я

Межполушарное взаимодействие обеспечивают и такие занятия, как перерисовывание, списывание, копирование. Как это работает: ребенок смотрит на образец и рисует/пишет на своем листе либо смотрит на образец и создает свой объект.

4.  Неожиданные впечатления

Видеть необычное в обычном — чудесная способность. Здесь поможет следующее: попробовать что-то на вкус, подержать в руках и ощутить вес, потрогать на ощупь, послушать, как это звучит, понюхать, чем пахнет. Например, чем пахнет зимнее дерево? А лист бумаги? Малыши это делают инстинктивно, но в возрасте от 3 лет уже нужно обращать внимание ребенка на то или иное. Да и себе не отказывайте в удовольствии ощутить что-то новое.

5.  Игра “Рукотворное — нерукотворное”

Вы удивитесь, как мало детей задумываются об этом. Однако такой простой вопрос запускает целую цепь рассуждений. Тут помогает собственный опыт, включается познавательный интерес и задействуются причинно-следственные связи, развивается речь. А также рождаются собственные смыслы.

  • Как это объяснить ребенку: “Ты знаешь, что нас окружают рукотворные и нерукотворные вещи? Рукотворное — все, что создано руками людей. А нерукотворное — то, что человек не создавал, это создано природой. Например….”.

После небольшого вступления переходите к примерам. Дерево — нерукотворное, джинсы — рукотворные. Потом задавайте вопросы: “А вот это рукотворное или нет? А давай, кто больше назовет нерукотворного вокруг.



А рукотворного?”

  • Развить игру можно вопросами: давай найдем все, что рукотворное-нерукотворное. Это может быть, например, карандаш или стол. А бумага?

Яблоко — рукотворное или нет? А почему? Помнится, у нас разразилась довольно любопытная дискуссия, где обе стороны сыпали аргументами и контраргументами. Аргументация — тоже полезный навык, как и искусство вести споры.

А еще эта игра расширяет горизонты познания. Так, например, если вы спросите: «Торт — это рукотворное или нет?» — то можете постепенно прийти к различным вопросам, например: «Откуда берется сахар?»

Или, к примеру, пуговица — рукотворное. А бывает рукотворная пуговица из нерукотворного материала? Да, деревянная пуговица. А еще пуговицы бывают из металла, стекла, драгоценных камней. Хочешь покажу в интернете? Раньше еще были костяные пуговицы. А из чего бы ты сделал пуговицу? А хочешь, сделаем пуговицу-оладушек, испечем ее вместе.

Такой простой игрой мы развиваем словарный запас, познавательный интерес, обогащаем знаниями по истории, о профессиях, прививаем любовь к природе, учим ценить чужой труд, развиваем навыки аргументации, кругозор, формируем понимание, что “я тоже могу что-то интересное создать”.

В эту игру можно играть дома, пока вы заняты делом, а ребенка надо чем-то занять, или по пути в магазин, детский сад или школу.

6.  Игра “Найди сходства”

Игра, которая формирует убеждение, что ничего невозможного нет, учит видеть простое в необычном ракурсе, повышает уверенность в своих силах.



Эта игра подойдет детям постарше — 7-10 лет.

Возьмите два любых предмета, например, ложку и тарелку. Назовите 5-10 пунктов: что между ними общего? Оба рукотворные, оба легко найти на кухне, оба предназначены для еды, оба после еды надо мыть, оба бывают одноразовыми и многоразовыми, обоих предметов мы касаемся руками, в оба можно поместить в жидкость.

7.  Игра “Найди различия”

Условия те же, что и в предыдущей игре, но теперь надо найти различия. Думаете, это легче? Не торопитесь.

Особенно забавно получается, когда берешь такие пары как: мама/папа, садик/школа, яблоко/апельсин.

Продвинутый уровень — это по 30 сходств и различий. Обе эти игры помогают совершить настоящий креативный прорыв и развивают целый спектр не когнитивных способностей.

БОНУС. Закон генерации идей

Знание этого закона значительно облегчит вам, как процесс творчества, так и процесс взаимодействия с ребенком. Его суть заключается в поиске идей и критике — двух процессах, которые не могут существовать одновременно.

Это как настройка радио. Наше сознание так устроено, что в одну единицу времени мы настраиваемся либо на одно, либо на другое. Если мы каждую минуту будем крутить настройку, переключая радиопередачи с одной на другую, то не сможем понять и услышать толком ничего, и в конце останется только чувство досады и раздражения.

Поэтому творчество и критику надо развести по времени. Сначала настройтесь на творчество и свободно создавайте идеи, картины, рассказы, а потом бережно критикуйте.

Больше необычных игр для детей от 3 лет

Более 20 игр вы найдете в коробке с карточками-пазлами “Развиваем креативное мышление” издательства «Робинс». Как говорят педагоги, она окажет существенную помощь в изучении иностранных языков.

Для малышей 4-6 лет подойдет и другой формат — это обучающий тренажер “Развиваем креативное мышление”. На каждой странице есть описание игр, примеры и необычные задания.

Автор статьи:

Здерёва Наталья — педагог-психолог, специалист по развитию памяти и внимания у детей, автор обучающего тренажера “Развиваем креативное мышление”, пазлов “Развиваем креативное мышление”, развивающей игры “Тренируем память и внимание”, ведущая Лектория для родителей от издательства Робинс.


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.