Как помочь ребенку во время кризиса в 7 лет

Интернет пестрит статьями на тему, как пережить кризис 3 лет или кризис у подростков, а вот еще один этап взросления ребенка, в возрасте 7 лет, часто проходит незамеченным родителями, списывающими возникающие проблемы на новые знакомства, впечатления и знания, получаемые в школе.

Между тем, кризис семи лет нельзя игнорировать, иначе можно заработать разного рода невротические расстройства у ребенка, оставленные на память от непростого периода.

Сюда же смело можно включить отставание в учебе, нежелание общаться с одноклассниками и прочими детьми. Что же делать? Как понять, когда у ребенка начался кризис семи лет, и как помочь ему?

постоянное недовольство




Признаки проявления возрастного кризиса

Вертлявость и паясничанье

Чадо внезапно начинает вести себя, как шут – ходит нелепой походкой, кривляется, говорит измененным голосом. Все это может продолжаться довольно долго, вызывая уже не улыбку, а раздражение.

Повышенная утомляемость и раздражительность

У ребенка могут быть вспышки внезапного гнева без повода. Часто чадо семи лет может жаловаться на то, как он устал, хотя казалось бы, нагрузка была не такая и большая.

Повышенная агрессивность.

Ранее послушный и вежливый сын или дочь семи лет может внезапно начать вести себя, как маленькое цунами.  Возможен и обратный случай – чадо вдруг начинает отчаянно стесняться всего на свете.

Подражание взрослым

Малышу хочется выглядеть, как окружающие его взрослые, он словно примеряет на себя новые роли, и подражать старшим.

Низкая успеваемость

Если кризис застиг ребенка в начальной школе, то вы можете увидеть, как сменяются оценки с хороших на плохие.





Тревожность

Чадо может стать пугливым, неуверенным в себе.

Что чувствует ребенок

Малыш плавно уходит от детской непосредственности и импульсивности, он как бы закрывается в себе. Не стоит пугаться этого, ведь кризис семи лет – нормальный этап взросления, нужно только знать, что делать, чтобы не навредить ребенку.

Порыв «Я хочу!», свойственный маленьким детям, теперь сменяется на «А что будет за этим?». Как пример – чадо все так же уверенно полезет на дерево, просто потому, что захотелось, но вместе с этим, слезая с него, постарается отряхнуть с себя налипшие листья и веточки, чтобы мама не ругалась.

Игры, которые помогали малышу выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, которые показывали разные жизненные ситуации, и вообще были основным способом узнавания этого мира, постепенно уходят на второй план.
Ребенка не так сильно привлекают игры, как взрослая жизнь, и он начинает тянуться к ней всеми силами.

Сейчас ребенка легко увлечь чем-то, он, как губка, будет учиться чему-то новому с большим удовольствием. И это не обязательно могут быть школьные предметы, покажите ему, как делать самолетики из бумаги, или покажите, как можно ухаживать за цветами.

вместе с мамой

Советы для родителей, как пережить трудный период

Школа, конечно, помогает утолить познавательный интерес ребенка ко всему новому. Но важно, чтобы малыш семи лет был психологически подготовлен к этому, мог коммуницировать с учителями и одноклассниками, знать, когда нужно извиниться, а когда самому отстаивать свои права.



Поэтому задача родителей – делать все возможное для психологического созревания чада, и понять, что сейчас он хочет самостоятельности и может быть самостоятельным.

  •  Если сын или дочка заняты каким-то делом, не вмешивайтесь, пока они не попросят об этом прямо. Так вы дадите им понять, что уверены в их действиях, и что дети справляются со своим делом.
  • Взросление – это не только права, но и обязанности. Постепенно перекладывайте ответственность за самого себя на ребенка.

Для чада семи лет, даже и в кризис не составит труда убрать и помыть за собой тарелку, или собрать рюкзак в школу. Не бойтесь попросить его что-то сделать, не преминув сказать, что вам тяжело, или вы устали.

  • Не создавайте «стеклянный купол». Все предугадать невозможно. Так дайте малышу прочувствовать и негативные последствия своих дел, как то разбитый цветочный горшок или разбитая коленка. Это немаловажная часть взросления ребенка в кризис семи лет.
  • Будьте друзьями. Относитесь внимательно к своему чаду, пусть он знает, что вы всегда поддержите и ободрите его. Но вместе с этим, у крохи должна появляться «своя» жизнь – с обилием своих друзей, своих увлечений.

Важно в кризис сохранять доброжелательные отношения между родителями и детьми – так гораздо проще решить какую-либо проблему, возникшую у ребенка, ведь он расскажет ее открыто и без утайки.

  • Больше разговаривайте. Приказной тон и агрессивные нотки в вашем голосе, скорее всего, только испугают ребенка семи лет, и не принесут ощутимого результата.


     Старайтесь убеждать и анализировать сложившуюся ситуацию вместе с чадом.

  • Дайте отдых друг другу. Если кризис развернулся во всей красе, и кровиночка стала неуправляемой, самое время для тайм-аута. Если есть возможность, отправьте его к бабушке на несколько дней, а когда он вернется, вновь постарайтесь наладить диалог без крика.
  • Развивайте интеллект. Пусть у малыша будет все для развития его способностей – краски, набор юного физика или коробочка с вышиванием – все, чем он заинтересуется. Разумеется, сначала покажите ему, как нужно делать то или иное дело.
  • Больше общения с детьми. Поощряйте общение малыша со сверстниками. И необязательно делать это в школе, это могут быть разного рода кружки или секции по интересам.
  • Психологическая подготовка. Расскажите в позитивных тонах, что такое школа, и что в ней ожидает ребенка семи лет. Можно даже прогуляться на экскурсию в школу, и рассказать, какие в ней могут быть трудности, и как их можно преодолеть самостоятельно или с вашей помощью.
  • Реально оценивайте ваши возможности. Если у ребенка были родовые травмы, имеется общая ослабленность организма, или средний интеллект – не записывайте его в классы, обучающие детей по специальных программам с повышенной нагрузкой. Это станет лишним, особенно в кризис.
  • Учите управлять своими эмоциями. На своем примере, показывайте крохе, как нужно вести себя в тех или иных ситуациях, показывая специальные упражнения или же просто проигрывая какие-либо моменты.

Как это может работать? К примеру, чадо играет в своей комнате и не хочет идти обедать вместе со всеми. Не заставляйте его и не ругайте, пусть он сам придет на кухню, увидит холодную еду.

Помогите ему разогреть еду, покажите, как можно помыть тарелку за собой. И помните, что все плохое рано или поздно заканчивается, закончится и этот непростой период для всей семьи.


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Задать вопрос специалисту
На вопросы отвечает
Татьяна Мельник
Врач-психотерапевт, воспитатель детского сада
Задать вопрос
×
×