Как пережить кризис 3 лет у ребенка
Процесс становления личности человека от рождения до взрослости – череда сменяющих друг друга кризисов и периодов «покоя». Каждый пережитый кризис – это ступенька к новому возрастному уровню, к новым знаниям и умениям.
Один из самых сложных этапов детства – переход от раннего возраста (1-3 года) к дошкольному (3-6 лет). Эта ступень в развитии малыша порой становится настоящим испытанием для мам и пап. Поэтому каждой семье известен термин «кризис 3 лет у ребенка».
Интересный факт! Закономерный кризис трех лет переживают и новая семья, и новая фирма. Развитие любой психологической структуры подчиняется одним и тем же законам. Первые два года уходят на накопление информации, а в середине третьего начинается поиск новых горизонтов.
Из этой статьи вы узнаете
Желание быть самостоятельным
Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам!»
Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет, но может проявиться и раньше, и немного позднее.
Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно. В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:
- Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице, пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели».
Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.
- Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я». Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».
Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!
Созревание личности трехлетки
Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.
Парадокс возраста. Воля заставляет детей совершать проступки и нарушать дисциплину. Но применить волю осознанно, чтобы, например, прекращать плакать по желанию взрослого, им тяжело.
Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения.
Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.
Важно! Подавайте хороший пример! Маленький человек упрямо старается делать то же, что разрешено взрослым. Любые попытки объяснить, что это «нельзя» или «плохо», наталкиваются на логичный вопрос: «А почему тебе можно, а мне нет?!»
Источник воли: причины кризиса
К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.
Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:
- Заканчивается половая идентификация. Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
- Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
- Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
- На основе темперамента формируется характер. От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.
Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк, в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.
Кризисные симптомы
Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.
Экспресс-тест
- Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
- Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
- Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
- Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
- Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
- Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
- Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
- Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
- Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
- Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?
7 достоверных признаков
Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен.
Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.
Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:
- Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.
- Упрямство. Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание! Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении. Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.
- Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.
- Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.
- Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.
- Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным.
Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.
- Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.
Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.
Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.
Как вести себя
Здесь уместна установка Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Раздражаться, нервничать, кричать и необдуманно применять наказания родителям категорически нельзя. Понять, как вести себя, поможет осознание одной простой истины кризисного периода:
Ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет противоречить взрослым, а потому, что его психика требует создания и преодоления конфликтов, чтобы выработать новые качества и модели поведения.
Бороться с маленьким человеком и его неокрепшими нервами однозначно неправильно. Малыш в состоянии кризиса нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Авторитарность никоим образом не поможет переломить протест трехлетки.
Важно подбирать стратегии для каждого симптома отдельно. Вот несколько рекомендаций.
Негативизм.
Когда чадо на каждое «да» кричит «нет», без предупреждения начните играть в игру, которая обязательно вызовет смех. Задавайте самые очевидные вопросы:
— Ты хочешь кушать?
— Нет!
— А погулять пойдем?
— Нет!
— Трава зеленая?
— Нет!
— Небо синее?
— (Задумался.) Нет!
— Это твоя мама?
— (Улыбается.) Да!
— А гулять пойдем?
— Да!
Можно задавать вопросы другому члену семьи, по-доброму передразнивать малыша и постепенно втягивать его в эту игу. Добейтесь того, чтобы ребенок заигрался и начал отвечать без негативизма. Еще один прием – просьба наоборот: «Не собирайся, ты не поедешь в садик сейчас», «Не надо надевать спортивный костюм, мы же не идем на тренировку».
Упрямство
Создайте ситуацию, в которой сын или дочь станет заложником собственного слова (заранее продумайте ее):
— Пойдешь со мной гулять, пока мама готовит обед?
— Я не хочу!
— Ты уверен, что не хочешь гулять?
— Да!
Родитель уходит на 5-7 минут один, затем возвращается и рассказывает маме о впечатлениях:
— Мы запускали во дворе Васькин самолет/катались на новых санках/играли со щенком/строили шалаш… (любое значимое для малыша событие).
Важно сделать паузу и дождаться реакции ребенка. Затем обратиться к нему:
— Я возвращаюсь во двор. Все ребята еще там. Ты пойдешь гулять?
— Да!
В подобных смоделированных ситуациях ребенок учится задумываться о последствиях своего выбора. Развивается логика, причинно-следственные связи.
Строптивость.
Ребенок сопротивляется даже предложенным развлечениям, родители могут использовать это, чтобы еще раз указать чаду на последствия каждого выбора. Подстроенные ситуации не должны заканчиваться слезами разочарования и обиды!
Своеволие.
Взрослые дела могут быть опасны. Чтобы снова объяснить правила безопасности, используйте две стратегии контролируемых ошибок. Разрешите ребенку ошибиться и получить наказание от ситуации (естественно, без травм и страхов!). Сыграйте на самооценке малыша.
В ответ на желание малыша выполнить работу взрослого предупредите его о последствиях для неправильного варианта. Дайте возможность выбрать и иметь дело с последствиями:
— В этом пакете яйца для торта. Если ты его уронишь, яйца в нем могут разбиться, и мы не испечем торт. Давай лучше я его понесу?
— Нет. Я понесу сам!
(Удар пакетом об асфальт.)
— Ну вот. Теперь мы не сможем испечь торт. Жаль, что больше нет денег, чтобы купить новые продукты. Придется сделать омлет. Пойдем домой.
Используйте также упражнения и диалоги для самооценки дошкольника. Применяйте терапевтические сказки.
Бунтарство.
Против бунтарства хорошо работает театрализация. После очередного бунта важно спросить у ребенка, как он отнесся бы к другому человеку, который вел бы себя так же. Выбрав нужный момент, взрослый имитирует истерику на ровном месте, громко кричит, бьет кулаками по дивану или стенке, требует чего-либо.
Этим способом можно вызвать у ребенка одну из сильных эмоций: стыд или недоумение.
В любом случае стоит разобрать ситуацию на уже знакомые понятия: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «красиво», «некрасиво», «правильно», «неправильно».
Для строгих запретов, например, относительно игр у дороги, лучше всего переменить место дислокации, а правило несколько раз разобрать на примере картинок или «рассказов про одного мальчика, который играл на дороге».
Обесценивание.
Обесцененные игрушки могут (временно) покинуть дом. Обесцененные правила придется заменить новыми, придуманными вместе с ребенком, но выгодные родителям. Порой достаточно просто перефразировать привычный запрет, чтобы он снова выполнялся.
Нельзя обесценивать разве что людей. Например, если ребенок исключил из круга общения бабушку, она не должна перестать приходить в гости. Но она имеет право проигнорировать присутствие внука. Задача родителей – обсудить ситуацию с ребенком и прийти к тому, что бабушка все-таки ценный для малыша человек.
Переключайте внимание. Если сын отказался от игр с машинками, увлеките его конструкторами, а вместо лепки предложите рисование пластилином.
Деспотизм.
Равное разумное внимание к детям, строгое распределение обязанностей, режим дня и ежедневные семейные ритуалы помогут свести на нет проблему ревности между детьми и капризы по поводу покупок или выбора одежды.
Другой полезный опыт – контрастное подкрепление. Хорошее поведение активно поощряется, а дурное – разумно игнорируется. Как только малыш начал обижать младшую сестру, мать молча забирает ее и занимает другим делом, оставив обидчика в одиночестве.
Научите детей разумно анализировать поведение других: мальчиков и девочек в детском саду, персонажей сказок и мультфильмов. Однажды покажите чаду запись видео с его собственной истерикой и спросите о его мнении. Беседа о содержании ролика откроет для вас ребенка с другой стороны.
Каждая семья уникальна, к каждому ребенку желательно найти профессиональный индивидуальный подход. Лучше всего получить несколько консультаций у психолога, который научит правильно реагировать на выходки, не психовать, не орать на ребенка и предложит упражнения и игры, наиболее актуальные для вашей семьи.
Ребенок – зеркало семьи
Не опекайте ребенка излишне, но и не применяйте к нему деспотичный стиль. Долгое время перед кризисом дети впитывают окружающую информацию, отражают ее внутри себя, а во время кризисного периода выдают вовне. Поведение ребенка может быть диагностичным для семейного психолога.
Если специалист заметит в поведении младшего члена семьи ошибки старшего поколения, то обязательно порекомендует минимальную программу:
- договориться о едином стиле, в том числе с бабушками и дедушками;
- отказаться от гиперопеки и авторитаризма;
- сохранять спокойствие и выдержку в любой момент общения с детьми;
- обдумывать каждое действие и слово, стараясь подавать ребенку позитивный пример;
- научиться моделировать нужные ситуации вокруг ребенка, стать находчивыми родителями;
- не обманывать малыша, вести себя искренне.
Правильная стратегия – залог быстрого результата. Изменение поведения ребенка происходит почти сразу, в течение нескольких дней.
У малыша должно создаваться ощущение, что он действительно сам принимает решения. Но эти решения должны быть верными, чтобы родители имели возможность похвалить за них. Споры, ругань, соперничество приводят лишь к усилению бунта. А вот желание помочь по дому (выполнение взрослых обязанностей) необходимо поощрять.
Старайтесь больше времени играть вместе, сотрудничать в играх. Борьба за первенство допустима только в рамках игры. Три года – самое время для познавательных игр и игр на внимание:
- «Съедобное — несъедобное»;
- «Да – нет»;
- «А ты знал, что?..» (факты о природе);
- сюжетно-ролевая игра;
- уроки доброты с участием животных;
- творческие занятия, можно привлекать к ним соседских ребят или членов семьи.
Разумные решения дошкольника не следует оспаривать. Пусть играет теми игрушками, которые считает нужными; пусть выбирает одежду из нескольких допустимых вариантов; пусть съедает обед в своем порядке. Лишите его возможности закатить истерику или начать злиться.
Путем эксперимента он выбирает свои будущие привычки и формирует характер. Он все равно придет к общепринятым инструкциям и алгоритмам, потому что так делают все вокруг. Трехлетке нужно убедиться в правильности выбора взрослых на собственном опыте. Если же сейчас лишить его возможности выбирать, то в подростковом возрасте могут возникнуть более разрушительные бунты.
Важный принцип! Если ошибку можно исправить, то это не ошибка. Не ругайте за испачканную одежду, а вместе постирайте ее по правилам. Ребенок разбил мамину любимую чашку — купите «по секрету вместе с папой» новую такую же и сохраните этот секрет на века.
- Предлагайте свою помощь, когда она необходима.
- Хвалите хорошие поделки и оказывайте поддержку, когда что-то не получилось.
- Обнимайте малыша перед сном. Даже если он провинился.
- Избегайте директивных указаний, лучше придерживайтесь дипломатичной стратегии.
- Никогда не называйте ребенка растяпой, бестолочью, глупым – не убивайте самооценку ребенка в 3 года!
- Изучайте родительские хитрости (например, советы доктора Комаровского).
Все это – педагогические инструменты хороших родителей для любого возрастного этапа.
Важные советы родителям
Всегда помните, что поведение юного человечка, его капризы и бунтарство исходят не из характера. Все это – необходимые психике события, через которые формируется детская личность и ее эмоционально-волевая сфера.
Трехлетний бунтарь хочет быть взрослым, участвовать в жизни семьи наравне с другими. Чтобы его самооценка формировалась в соответствии с возрастом, а характер оставался мирным, научитесь считаться с его мнением: в выборе блюда на завтрак, одежды для похода в гости, подарка для соседской девочки, игрушек для прогулки. Памятка родителям по воспитанию ребенка 2,5-4 лет состоит всего из нескольких пунктов.
Памятка родителям по воспитанию детей 2,5-4 лет
- Разумные запреты. Не перегружайте пространство множеством запретов. Лучше установите правила безопасности и любые требования устанавливайте с этой позиции. «Нельзя выходить из подъезда первым, потому что что-то может упасть с крыши (сосульки)/кто-то сбить с ног (мальчишки на велосипедах)/дверь слишком тяжелая (может сделать больно).
- Спокойствие и находчивость. Сохраняйте спокойствие и рассудительность. Будьте находчивы. Учитесь оборачивать ситуацию в свою пользу. Приводите правдивые аргументы. Обращайте в шутку мелкие неприятности. Переключайте внимание капризули на что-то. Ищите компромиссы.
- Похвала и выбор. Хвалите за самостоятельность в разрешенных ситуациях. Во всех остальных предлагайте мнимый выбор: не спрашивайте, хочет ли он купаться, — спросите, с каким шампунем он сегодня будет купаться.
- С разрешения старших можно все. Придумывайте игры и занятия, в которых запреты становятся разрушенными по желанию взрослых: ватман для рисования поверх обоев с младшей сестрой, таз с теплой водой для запускания корабликов вместе с папой. Время от времени разрешайте безобидно «шкодить» и делайте это вместе с детьми.
- Вовлечение в деятельность. Используйте сюжетно-ролевую игру для вовлечения в деятельность. Усадите мишку за стол и начните кормить. Попросите дочь помочь в этом. Не заметите, как она сама потянет ложку в рот.
- Предвосхищение ситуации. Предвосхищайте истерики и заранее договаривайтесь о поведении. И никогда не сравнивайте своих детей с другими. Максимум – с ними самими в прошлом. Сравнение с другими подрывает становление самооценки. Научитесь сами и научите детей делать приятные сюрпризы. Получать благодарность куда приятнее, чем наказание.
- Никаких физических наказаний. Гасите приступы гнева! Неэффективно в качестве наказания и лишение обещанных развлечений. Это лишь подорвет доверие к родителю. Наказание не должно быть направлено от родителя к ребенку. Лучшее наказание то, которое исходит из ситуации и направлено к поведению в этой ситуации, то есть обезличенное наказание (что-то разбилось, стало недостижимым, потерялось, исчезло).
Умейте отличить намеренное уклонение от правил и случайное их нарушение в познавательном кураже. В каждой ситуации имейте выдержку, чтобы разобраться и не сорваться на крик. Возможно, разбившего чашку малыша в результате придется похвалить, одновременно выразив огорчение из-за чашки. Критичные замечания максимально смягчайте, а уж оскорблять дошкольника и вовсе некорректно.
Другое замечание относится к внезапным изменениям в поведении детей. Иногда на помощь семье непослушного дошкольника приходит не психолог, а невролог. Когда нарушения поведения исходят из физического качества нервной системы, воспитательные принципы дополняются медицинскими.
Непослушание рассматривается уже не как проблема, а как симптом. Невролог может рекомендовать успокоительные препараты. Пренебрегать ими не стоит.
Помощь от домашних животных
Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.
Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.
Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.
Положительный опыт. Законы памяти таковы, что лучше всего запоминается и осваивается то, что было передано другим. Если ребенок обучает котенка слушаться, он транслирует на него те правила, которые установили родители. Правила укореняются в сознании.
По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.
Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.
Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/crizis_3_let_u_rebenka.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.