Как научить ребенка читать быстро и правильно: упражнения скорочтения
Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро про себя и вслух, узнаете из нашей статьи.
Из этой статьи вы узнаете
В каком возрасте начинать
Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно. Одни педагоги считают, что приступать к обучению малыша следует ещё до школы, другие — когда ребёнок пойдёт в 1 класс, а некоторые — ещё в более старшем возрасте.
В начале специалисты советуют научить читать ребенка по слогам.
По методике Зайцева, Домана, Монтессори
Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.
По Вальдорфской школе
Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.
Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции.
Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.
Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.
Не совершайте эти ошибки
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Долго читают тексты
Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания.
Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.
Упражнения для первоклашек
Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.
Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.
По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.
Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.
Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:
Автоматизированное чтение слогов
Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу.
Например, такую:
С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.
Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, то сначала строчки из слоговой таблицы произносят хором, потом индивидуально.
Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.
Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Благодаря использованию таблицы слогов для тренировки навыков чтения, одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Хоровое чтение
Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.
Комплекс заданий
Включает в себя следующие упражнения:
- многократное чтение на скорость и время;
Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились.
Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.
- чтение в хорошем темпе;
Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.
- знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;
Для уроков, на которых отрабатывается техника чтения, лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.
Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.
Задание «Буксир»
Это задание заключается в следующем: лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.
Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.
Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.
Прыжок-остановка
Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.
Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать.
Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.
Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.
Половинка
Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.
Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.
Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.
Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.
А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен, так как помогает быстро научиться читать.
Для детей старше 8 лет
Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:
Ищем слово, строчку
Смысл игры: школьник (2 класс) находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Вставляем буквы
Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
Исправляем ошибку
Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника 2 класса — исправить неточность.
Читаем на скорость
Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.
Играем в «Спрятанные слова»
Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова (большие и малые) в поле с буквами. Выглядит это так:
Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.
И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.
Читаем и считаем
Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».
Мячик по дорожке скачет,
Не догнать нам быстрый мячик.
Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.
Особенные упражнения
Расширение поля зрения
- Таблица Шульге.
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
- Клиновидные таблицы.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений с использованием клиновидной таблицы школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Подавление регрессии
Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:
- Указывайте направление чтения.
Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.
- Закрывайте прочитанный текст.
Подготовьте для ученика специальную закладку.
Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
- Проверяйте скорость постоянно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Подавление артикуляции
Младшие школьники часто не могут читать про себя без проговаривания слов губами, даже бесшумно. Это неприемлемо для скоростного чтения. Артикуляцию необходимо подавить. Методика скольжения глаз по тексту тренируется следующим образом:
- музыкальное сопровождение;
Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.
- «Шмель»;
Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.
- ритм;
Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.
- замок;
Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.
Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.
Упражнения на корректировку внимания и концентрации
Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:
- Составляем слова.
Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.
- Находим отличия.
В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.
- Меняем шрифты.
Наберите на ПК тексты разными шрифтами. При желании их можно распечатать. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
- Путаем слова.
Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.
- Отмечаем главное.
После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
- Включаем в работу оба полушария.
Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.
- Загадываем загадки.
Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.
- Называем цвета.
Используйте такое поле:
Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Развитие анципации
Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:
- текст вверх тормашками;
Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.
- линейка;
Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.
- половинки;
Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.
Тренировка памяти
- визуальный диктант;
Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.
- цепочка;
Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.
- ремонт слов;
Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.
Чтение в паре со взрослым
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:
- чтение одновременно с родителем;
Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
- эстафета;
Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.
- хвостик;
Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.
Книги по скорочтению для детей
Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:
- Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше.
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.
Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.
- Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей.
Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, например в 3 классе, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.
Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.
- Ахмадуллин Ш. Обучение детей скорочтению.
Это комплект пособий для учителей и родителей. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.
4. Пчелинцева Ю. Методика “Словолодочки”
Данное пособие предназначено для обучения детей до 8 лет чтению.
Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей и помощи тренажёров, дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.