Что такое система Монтессори
Вся методика Марии Монтессори строится на принципе самостоятельности и свободы выбора ребенка. Взрослый лишь сопровождает и направляет этот процесс. Растущий кроха уже в первые месяцы и годы жизни проявляет свою индивидуальность, и внимательный родитель обязательно поддерживает развитие чада в гармонии с пока еще не окрепшей личностью.
Система Монтессори описывает идеальное поведение чуткого и мудрого родителя, но является ли идеальное лучшим, и нужно ли детям раннее развитие?
Из этой статьи вы узнаете
Самая модная педагогическая идея XX века
Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.
Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.
Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.
Принцип
Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.
Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.
Кто такой воспитатель
В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»
Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.
Условия успеха
Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.
В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.
Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.
В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:
Школа Монтессори-дидактики для мам и пап
Независимо от методики и мнения ее создателя, в любом педагогическом процессе необходимо следовать трем важнейшим принципам всех учителей и воспитателей:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Тесная связь обучения, воспитания и развития.
- Единство теории и практики.
Что такое дидактика
В дидактике переплетаются достижения педагогики и психологии. Дидактика разрабатывает процесс обучения с учетом постоянно изменяющихся интересов и возрастных особенностей, учитывает чувствительность ребенка к восприятию тех или иных стимулов. Поэтому и возникло понятие «стимульный материал».
В педагогике Монтессори нет понятия «преподавание дисциплины». Обучение должно являться ненавязчивым процессом. Психологический климат строится на свободном выборе детей.
Как работать со стимульным материалом
Это разнообразные предметы, окружающие малыша в обычной жизни и соответствующие его возрастным особенностям. Расположены все предметы на доступной для ребенка высоте. Часть пособий можно сделать своими руками. В зависимости от возраста стимульным материалом служат:
- картинки, фото, фигурки, абстрактные изображения;
- литература и карточки;
- занимательные настольные игры;
- наборы игрушек, с которыми можно играть по-разному: считать, сортировать, искать похожие;
- пирамиды, неваляшки, матрешки, куклы;
- цветной сенсорный коврик с модулем;
- конструкторы, пазлы для мелкой моторики;
- игры-вкладыши, логические игрушки;
- бизиборд – деревянная доска или объемное пособие для развития мелкой моторики, для нее даже существует персональный тег в Сети: #развивающаядоска;
- зеркало в сенсорной и математической зонах;
- бытовые предметы и их игрушечные аналоги: магазинный прилавок, кухня, предметы для уборки и прочее.
Как строить урок-занятие
Для организации Монтессори-занятий дома достаточно небольшой комнаты. Основное условие — деление помещения на пять зон, в каждой из которых сосредоточен дидактический материал, доступный ребенку по расположению в пространстве и по возрасту.
Именно зонирование – краеугольный камень методики.
Малыш выбирает интересующую его зону и предметы для игры. Взрослый наблюдает за безопасностью ребенка и лишь изредка при необходимости оказывает помощь.
Как удерживать внимание ребенка
Нужно учитывать возрастные особенности развития психики и внимания. Слишком частые переключения фокуса не пойдут на пользу. Поэтому старайтесь удерживать малыша в границах зоны до окончания выполнения упражнения – получения определенного результата: цветок полит, пирамида собрана, игрушки сложены в ящик, счет завершен и прочее.
Зона реальной (практической) жизни
Здесь малыш получает практические навыки для повседневной жизни. Чем старше ребенок, тем они сложнее:
- Малышу до года взрослый протягивает предметы, называет их, побуждает кроху хватать и удерживать игрушку в руке, оживлять звучащие предметы (покатать, потрясти, сжать).
- Детишек постарше нужно мотивировать к ползанию или уже к ходьбе (по возрасту).
- С 2–3 лет можно предлагать освоение навыков ухода за растениями и животными, уборку, приготовление игрушечной пищи, поход в магазин и тому подобное.
Старший дошкольник способен осваивать работу с неигрушечными предметами: нарезание овощей для салата, подготовка крупы для варки каши, подсчет монет в кошельке.
Если в 2–3 года детям подходят хомячки и рыбки, то к 5–6 годам идеальным домашним животным становится кошка, а еще старше – собака. Естественно, взрослые должны обеспечивать безопасность любых занятий и достаточную осведомленность о предметах и живых существах.
Зона сенсорного развития
Младенцу важно научиться удерживать в руке погремушку, следить взглядом за игрушкой; манипулировать предметами, развивающими сенсорные системы (слух, зрение, осязание, обоняние). Для этого используют мешочки, наполненные материалами, производящими различные звуки, а также имеющие различные наполнители для ощупывания. В этой зоне пригодятся сенсорные дорожки и поверхности с разным рельефом: камешки, травка, паркет.
Детки постарше познают признаки предметов и запоминают слова, называющие сами предметы, их свойства (цвет, размер, форму) и действия. Здесь можно выбрать для игры кубики, башенки, застежки. Сравнивать предметы между собой, узнавать варианты их расположения в пространстве, взаимодействия друг с другом, одновременно осваивая речь.
Изучаем родной язык
Если вы устраиваете Монтессори-зонирование у себя дома, то наполнить зону родного языка можно любыми тематическими предметами:
- кубиками;
- плакатами (схемы, таблицы, озвученные или сенсорные пособия);
- книгами;
- иллюстрациями.
Заниматься в этой зоне можно, например, по методике Зайцева. А можно устроить театр, в котором каждый день читают интересные книги, сказки и познают всю глубину родной речи через разучивание стихов.
Учимся считать
Аналогично языковому пространству выстраивается математическое. Нужно наполнить его понятиями из математики и арифметики:
- формы;
- цифры;
- инструменты для счета;
- карточки на логику.
Маме и папе придется и самим вспомнить работу со стимульным материалом по математике: счетными палочками, графическими задачками, головоломками. Техника каждой игры дана в описании к ней. Любые пособия из натуральных материалов для наполнения Монтессори-комнаты снабжаются подробными инструкциями и методическими рекомендациями.
Познаем космос
Естественно, нужно использовать атрибутику на космическую тему. Это могут быть обои с принтом, наклейки, коврики, модули и проекторы. Каждый из элементов подбирается в первую очередь с учебной целью. Так, вращающаяся модель Солнечной системы на потолке должна соответствовать научным взглядам на порядок, размер и количество планет (на сегодня их восемь).
В раннем возрасте такой модуль поведает младенцу о круговом движении, звуках; в 2–3 года расскажет о формах, цветах и количестве, а у дошкольника вызовет уже истинный познавательный интерес и множество космических почему.
Как развиваются наши дети. Психическое развитие имеет закономерности, попробуем кратко их изложить для лучшего понимания плюсов и минусов Монтессори-педагогики.
Каждая из психических функций то отстает, то опережает другие, подготавливая условия для их созревания. Например, младенчество характеризуется развитием преимущественно органов чувств, и лишь затем на их основе формируются действия с предметами.
Раннее детство превращает предметные действия в основу для развития речи, наглядно-действенного мышления, эмоций.
Есть периоды, когда отдельные функции развиваются особенно быстро и успешно. Например, для освоения родного языка таким периодом является возраст от 2 до 5 лет.
Без взрослых – никак. Доброжелательное отношение взрослого, его заинтересованность в сбережении здоровья и развитии малыша способствуют формированию у ребенка очень важной характеристики — потребности в общении со взрослым. Одинокий младенец – прямая дорога к аутизму.
А здесь вы можете посмотреть 5 идей для Монтессори-упражнений:
Сенсорные реакции: 2,5–3 месяца
Этап формирования зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Новорожденный прислушивается к звукам извне и к своим собственным. К четырем месяцам ребенок не только воспроизводит звуки, но и улавливает их ритм. Как правило, гуление становится интенсивнее в присутствии взрослого.
Тактильный опыт: 3–5–6 месяцев
Развивается зрительное сосредоточение, и на его основе совершенствуются манипуляторные возможности ручек. Укрепляется зависимость между тактильным, зрительным, слуховым восприятием и движениями, пора обучать кроху хватанию.
Второе полугодие младенчества
Ребенок подолгу лепечет, подражая слогам, которые произносит взрослый. Возникает связь произносимых слов с показываемым предметом.
Постепенно происходит формирование понимания речи, распознавание похвалы и порицания.
К концу первого года жизни малыш начинает самостоятельно передвигаться.
Ползание на животе постепенно переходит в новое качество — перемещение на четвереньках.
Хватание и удерживание предметов с изменением расположения пальцев в зависимости от размера и формы предмета — основа для манипулирования сначала одним, а затем несколькими предметами (перекладывание, нанизывание, открывание, вкладывание). Причем все эти действия направлены на достижение определенного результата (от звучания погремушки при встряхивании до взаимного расположения нескольких предметов относительно друг друга и иных ориентиров).
Итог первого года жизни. При активном участии взрослого у малыша складываются первые представления об окружающем мире, происходит формирование элементарного восприятия и мышления. Если слепо следовать принципу Монтессори (пассивность взрослого) в этом возрасте, можно упустить из виду ряд психических функций.
Рывок в развитии: от 1 до 3 лет
Первая половина раннего возраста характеризуется вхождением ребенка в речевой социум. В тесном контакте со взрослыми при правильном речевом воспитании ребенок овладевает речью быстрее и с меньшими ошибками. Речь является основой дальнейшего развития.
Дети в годик уже узнают близких на фотографиях, различные предметы на рисунках, отождествляя предметы и их изображение. При этом для узнавания предмета не имеет значения ни его цвет, ни положение в пространстве. Основной характеристикой является форма.
Для развития функции восприятия годовалого малыша следует познакомить с предметной деятельностью: когда нужно подобрать части в соответствии с формой, цветом, размером; сложить их определенным образом (используйте пирамидки, матрешки, кубики).
Такие манипуляции с игрушками развивают зрительную ориентировку, которая позволяет выполнять нужное действие сразу, без проб и ошибок.
Двух-, трехлетний ребенок умеет делать зрительный выбор по образцу: по просьбе взрослого выбирает из двух предложенных предметов такой же, как третий, являющийся образцом. Первое время выбор происходит по форме, немного позднее — по величине, и затем — по цвету.
Малыши третьего года жизни могут усваивать представления о нескольких (5–6) формах и восьми цветах. Обогащается словарный запас за счет называния предметов и действий, названия цветов и форм запоминаются труднее. Более благоприятен для этого период 3–4 лет.
Важность восприятия. По словам Льва Выготского, восприятие до трехлетнего возраста играет доминирующую роль. Внимание малыша может быть сосредоточено только на том, что находится непосредственно перед ним, в зоне восприятия.
В плане развития мышления в раннем детстве важно отметить переход от использования готовых связей между предметами и действиями к установлению новых:
- Взрослый показал, что, если тянуть за веревочку, машинка поедет.
- Палочкой можно подвинуть к себе кубик, до которого не дотянуться, и… мячик, закатившийся под кровать. Одно и то же орудие можно использовать в разных ситуациях. Функция палочки обобщилась в действии. Затем приходит понимание того, что вместо палочки можно использовать предмет с аналогичными свойствами (линейку, карандаш).
Усвоение обобщенного значения слов происходит проще и быстрее, если в этот момент ребенок производит действие с предметом. В эксперименте дети должны были усвоить слова «совочек» и «ведерко» независимо от цвета, размера и формы этих предметов. Быстро и точно все получилось у той группы детей, в которой запоминание слов происходило во время игры в песочнице.
Монтессори и песочница. Песочница – кладезь социального опыта, а не только тактильный тренажер. Если в Монтессори-саду дети будут действовать лишь по собственному выбору, коммуникативный навык рискует отойти в сторону. Очень важно, чтобы взрослые дополнили методику групповыми сюжетными играми в песочнице.
На основе ранних открытий формируется очень важная функция мышления, которая позволяет использовать объект в качестве заместителя другого: можно попытаться пить из кубика, скакать на палке. Образцы таких замещений дает взрослый. Усвоение замещений происходит только в деятельности самого ребенка и переносится из игры в другие виды деятельности, например рисование.
Все необходимое образовательное оборудование уже есть в семейном быту: малыш стремится распознать знакомые образы по малейшим их признакам во всем, что их окружает. Кусочек хлеба может стать машинкой, горка каши — цыпленком, ложка — ящерицей. В раннем возрасте это способствует развитию воображения и памяти, а значит — познания.
Общее психическое развитие наиболее интенсивно происходит от рождения до трех лет. Этот возраст характеризуется особой значимостью эмоционального состояния ребенка. Задержка в развитии – признак того, что не успела сформироваться необходимая база для новых функций.
Духовный эмбрион. Именно так Монтессори назвала период от рождения до трех лет, вложив в это понятие идею о том, что в первые три года жизни ребенок формируется, впитывает и насыщается знаниями об окружающем мире.
Все приобретенные к трехлетнему возрасту изменения становятся для малыша источником осознания собственных возможностей. Он сравнивает себя со взрослыми и хочет обладать теми же правами. Появляются негативные формы поведения. Кризис трех лет под грамотным руководством взрослых научит ребенка быть чутким к чувствам других людей, поможет освоить новые формы общения.
Социальные нормы: 3–6 лет
В дошкольном возрасте происходит овладение социальными нормами через игры со сверстниками и общение с близкими взрослыми. В этот период дети осваивают сюжетно-ролевые игры как модель жизни взрослых, активно используют заместители реальных предметов, жизненные ситуации изображают в рисунках, конструируют объемные модели вещей.
Свободное владение речью способствует более тесному сотрудничеству со взрослыми. И это сотрудничество в педагогическом плане никак нельзя списывать со счетов.
Ранее развитие: за и против
Монтессори-педагогика негласно присутствует в ежедневной «работе» любой мамы. Нежность, забота, чуткость к ребенку предполагают внимательность к его развитию. Монтессори-элементы входят в семейный быт сами собой. Мамочки просто не замечают, как каждый день в домашних условиях совершают все новые и новые психолого-педагогические открытия.
На волне моды. Мария Монтессори не создавала новую методику, а лишь собрала в единую систему и дала описание давно известным приемам и формам работы воспитателя с познающим ребенком. По сути, методика Монтессори не была открытием для мировой педагогики, но стала бестселлером для отечественного беби-бизнеса и превратилась в заповедь для родителей.
Поскольку каждый малыш уникален и индивидуален, универсальных методик воспитания, обучения и развития не существует. Поэтому слепо следовать книжным алгоритмам и подтягивать своего ребенка к неким «нормам» не имеет смысла. Но и перескакивать с одной системы на другую по принципу проб и ошибок нежелательно. Старайтесь помогать малышу гармонично развиваться.
Посмотрите еще одно видео о методике Марии Монтессори с примерами обучающих занятий:
Все хорошо в меру
Конечно, приятно видеть трехлетних гениев, которые с азартом скандируют стихи Маяковского или извлекают квадратный корень из трехзначного числа. Но если заглянуть в глубину психики, в законы ее формирования, в давно изученные закономерности, то можно найти множество противоречий между честолюбивыми идеями родителя и линией гармоничного развития.
Вот простой пример: родители всегда очень рады, если ребенок рано начинает ходить. Но юный пешеход минует два важных этапа: ползание на четвереньках и укрепление позвоночника. Последствия нераспределенной нагрузки на позвоночник ясны и так.
А вот ползание и сопутствующее ему «закаливание» коленной чашечки, опора на ладошки и пальчики, сенсорное освоение нижнего яруса комнаты – часть закономерности психического развития. У детских психологов есть присказка: «Чтобы хорошо говорить, нужно хорошо ползать». Пока достоверно не изучено, как именно, но ползание напрямую влияет на формирование и качество речи.
Другой пример: раннее изучение иностранного языка (за исключением билингвальных семей, где каждый день и в любой ситуации говорят на двух языках). Малыш еще не освоил родную азбуку, а уже вынужден отличать чужие звуки и буквы друг от друга. Далеко не всем детям удается разложить по полочкам два словаря. А к пятому классу могут возникнуть проблемы с грамматикой обоих языков.
Оцените плюсы
И сама автор, и ее последователи, и родители отмечают позитивные особенности:
- Под наблюдением взрослого ребенок самостоятельно определяет направления своего развития, что позволяет максимально раскрыть индивидуальные склонности и предпочтения уже в раннем возрасте.
- Темпы раннего развития также определяются индивидуально. Взрослый наблюдает, но не участвует в постановке целей и их достижении.
- Чтобы заниматься по Монтессори в домашних условиях, нужно лишь по-особому обустроить быт, а выделять специальное время для занятий не требуется.
- Рациональность, самоорганизация, рациональный взгляд на мир – лишь малая часть личностных качеств, которые удается пробудить в еще совсем юном ученике. Зона практики, или зона рациональной жизни, — одна из основных в Монтессори-пространстве. Интеграция навыков, полученных в этой зоне, – первая и основная задача методики.
Взвесьте минусы
Основная часть упражнений и программ педагогической работы в методике Монтессори охватывает возрастную группу 3–6 лет, когда познание окружающего мира и без того активно у любого нормально развитого ребенка. Для деток младше или старше этих границ может потребоваться подбор дополнительных приемов и способов обучения. Практикующие педагоги и психологи находят и другие основания для критики в адрес автора:
- Лишь с большой натяжкой систему можно назвать соответствующей главному принципу образования – единству обучения, воспитания и развития. Фокус Монтессори-педагогики направлен на опережающее возрастную норму саморазвитие интеллекта и конкретных навыков. Воспитывать физическую культуру придется отдельно.
- Множество логических задач и практических упражнений с окружающими объектами не компенсирует отсутствие физического развития (подвижных игр на ловкость, прыгучесть, скорость и прочее). Нет в этой системе и игр сюжетно-ролевого типа (тех самых, через которые ребенок приобретает социальные навыки).
- Демократичность школы Монтессори на практике порой граничит с анархией. Даже самому воспитателю (или родителю) бывает крайне трудно понимать границы дозволенного в рамках методики. А уж ребенку и вовсе тяжело после полной свободы по-итальянски принимать суровые правила российской системы образования.
- Методика во многом недооценивает творчество как вид деятельности, превращая его в инструмент разума и лишая самостоятельности.
Методика в неумелых руках. Родители склонны интерпретировать методические рекомендации неверно. Отсюда – не по годам развитые дети с ощущением вседозволенности. Методика утверждает, что пространство должно быть особым образом наполнено, а ребенку в нем – свободно. Но это не значит, что ему можно все.
Заметьте также и то, что методика Монтессори создана около века назад и в современных реалиях существуют альтернативы. Эффект новизны возник из-за того, что в Россию зарубежная педагогическая идея проникла лишь в 90-х годах, когда произошла тотальная перестройка дошкольного и школьного образования.
Примите решение
Методик, конкурирующих по популярности с педагогикой Монтессори, существует несколько десятков. Среди них и работы отечественных авторов (Л.С. Выготский, В.Ф. Шаталов, И.Л. Волков, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и другие), и труды зарубежных корифеев (Ж. Пиаже, Г. Доман, А. Маслоу, Ж. Махсо, С. Лупан, Б. Скиннер и другие). Каждый ученый вкладывает в разработку собственный опыт, знания и обоснование собственного педагогического подхода. И в итоге каждый по-своему прав.
Ученые постоянно спорят, нужно ли детям раннее развитие, интеллектуальная терапия и усиление функции сенсорики. С одной стороны, педагоги рады видеть результаты, опережающие возрастную норму, а с другой – психологи предпочитают не обгонять время и позволить каждому элементу детской психики дозреть и окрепнуть перед следующим этапом.
Педагогика Монтессори – повсеместно применимый вариант работы с детьми, одна из многих достойных внимания педагогических систем. Но не стоит забывать и о том, что каждая методика должна быть в достаточной мере адаптирована к культурной среде (стране), в которой применяется, требованиям времени и индивидуальным особенностям детей.
Воспитательный потенциал, по мнению большинства современных педагогов и психологов, кроется в личности воспитателя. Поэтому лучшая педагогическая технология для домашнего применения основана на внимательности родителей к интересам крохи. Помещение в модный детсад – дополнительное средство. Ведь жизнь, которую только предстоит прожить, ребенок осваивает дома, с семьей.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/metodika_montessori_v_domashnix_uslovijax.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.