10 игр на развитие слухового восприятия
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания-умения сосредоточиться на звуке, определить его и соотнести с предметом. Развитие слухового восприятия идёт в двух направлениях:
- с одной стороны развивается восприятие неречевых звуков на слух (стук ложки, шум дождя),
- с другой стороны развивается восприятие речевых звуков на слух.
Способность ребёнка различать фонемы (звуки речи), основывается на способности различать неречевые звуки (природные и предметные шумы).
Автор издательства «Робинс», логопед-нейропсихолог Наталья Талызина, подготовила для вас 10 игр, которые не просто помогут ребёнку слушать, а научат прислушиваться к неречевым звукам.
Игры представлены на разный возраст, их можно как усложнять, так и упрощать.
Игра 1
Учимся слышать звуки города. Играем на улице.
Взрослый задает вопрос ребенку: «Я слышу звуки проезжающих машин, а что слышишь ты?»
(Пение птицы, звонок телефона, урчание машины, музыка в кафе, всплески воды в фонтане и пр.)
Игра 2
Для игры потребуется: погремушки, бубны, дудочка, барабан.
Взрослый показывает музыкальные инструменты.
Задача ребенка: с закрытыми глазами догадаться «на слух», на каком инструменте играет взрослый (какой предмет издает звук).
Игра 3
Для игры потребуется: погремушки.
Взрослый гремит погремушкой над головой и спрашивает:«Откуда звук: сверху или снизу?».
Задача ребенка: с закрытыми глазами определить, где звук — наверху или внизу.
Игра 4 «Громко – Тихо»
Для игры потребуется: 2 емкости (коробки) с крупой.
1 коробка громко гремит, а другая — тихо.
Задача ребенка: определить «на слух», какую коробку держит в руке взрослый. Чтобы ребенку было проще ассоциировать и определять, какая коробка «громче», а какая «тише», коробки могут быть разных цветов.
Игра 5 «Жмурки»
Выбираем игрока, который должен «на слух» поймать всех участников.Участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление: хлопать в ладоши, стучать в бубен, покашливать.
Игра 6 «Что я делаю?»
Для игры потребуется:бумага, ручка.
Взрослый задает вопрос: «Догадайся, что я делаю?»
(Можно активно мять бумагу, которая будет издавать шуршание, писать ручкой на листке или хлопать в ладошки).
Игра 7 «Угадай, кто идет?»
Ребенок закрывает глаза и «на слух» определяет, какое животное пришло в гости.
Мишка – стучим сильно.
Собака – постукиваем пальчиками.
Задача ребенка: догадаться, кто пришел.
Игра 8 «По темпу быстро-медленно»
Если взрослый бьет по столу быстро, то идет сильный дождь. Если бьет медленно, то идет слабый дождик.
Задача ребенка: с закрытыми глазами определить, какой дождик — сильный или слабый.
Игра 9 «Что я делаю?»
Ребенок с закрытыми глазами должен догадаться, что делает взрослый, например, размешивает чай ложкой в чашке, пьет чай или пускает пузыри в воду.
Взрослый задается вопрос ребенку: «Догадайся, что я делаю?»
Игра 10 «Стучим-поставим»
Для игры потребуется ложка металлическая и 4 поверхности: стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая.
Взрослый задает вопрос: «Отгадай, по какому предмету я стучу?»
До выполнения задания можно познакомить ребенка со всеми звуками, которые будут издаваться.
Эти 10 игр помогут ребенку весело провести время и сформировать базу для фонематического слуха.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.