Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

У мамы заканчивается отпуск по уходу за малышом, скоро нужно выходить на работу. И перед ней встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду.

Посещение детского коллектива связано с трудностями адаптационного периода. Подготовленному малышу легче все преодолеть.

Детский сад приносит в жизнь ребенка новые впечатления, учит его общаться со сверстниками и быть дисциплинированным.

Насколько успешно малыш преодолеет все трудности, зависит во многом от родителей, их понимания, внимания и заботы.

Что нужно сделать для подготовки к детскому саду? Заинтересованным родителям, желающим узнать, как помочь малышу, который скоро пойдет в ясли, помогут советы, собранные в статье.

Ошибки родителей

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад, если с ним может заниматься дома неработающая мама или бабушка родители решают в соответствии со своими пожеланиями.

Но другое дело, если малыша оставить не с кем, мама и папа на работе, нанять няню нет возможности, а на родственников надеяться не приходиться.

Тогда родители выбирают ближайший по расположению к их дому детский сад, и записывают туда ребенка.

Если приводить малыша в детский сад на три или четыре часа несколько раз в неделю, важно понимать, что он получит за это время, какие занятия у него будут.

Тем более, если родители планируют приводить малыша в детский сад каждый день, и он будет находиться в группе с утра до вечера.

Чтобы решить, как выбрать детский сад, нужно узнать отзывы родителей. Если есть много негативных отзывов, может лучше потратить больше времени на дорогу, и не рисковать, отдавая предпочтение более близкому расположению учреждения.

Родители должны знать об особенностях группы, в которую пойдет малыш. О режиме питания и примерном меню, которое будет в детском саду.

Выбирая детский сад, необходимо познакомиться с будущими воспитателями малыша, и узнать у них примерный дневной распорядок в группе.

Основной проблемой является психологическая неподготовленность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Они пугаются капризов малыша после посещения группы.

Некоторые мамочки сами льют слезы, оставляя ребенка в детском саду, или пытаются ускользнуть незаметно. Так делать нельзя, чтобы не напугать малыша.

В первом случае он может подумать, ему действительно угрожает какая-то опасность, а во втором, что его бросили, и испугается. Нужно спокойнее относиться к тому, что малыш посещает детский сад.

часто плачет

Есть и другая крайность отношения родителей. Отдав малыша в детский сад, они планируют сразу погрузиться в работу и свои дела.

Пренебрегая чувствами карапуза, они пытаются поскорее оставить его в группе на целый день. Это неверное поведение.

Для ребенка детский сад – это большая нагрузка, эмоциональная и физическая. Чтобы приспособиться, необходим адаптационный период. На это время лучше ничего важного не планировать, и повременить с выходом на работу.

Особенности адаптационного периода

По времени, продолжительность адаптационного периода составляет не менее двух недель. Воспитатель не разрешает оставлять ребенка в садике на целый день, потому что это может повредить его психике. Особенно это касается ясельной группы.

В первые дни ребенка приводят всего на час, чтобы он мог познакомиться с детьми, позавтракать, посмотреть, как детки делают зарядку и играют.

Воспитатель тоже знакомится с ребенком и решает, на какое время нужно приводить малыша в ближайшие дни. Первые две недели, обычно, ребенок посещает группу только до обеда. Его не укладывают спать вместе со всеми.

После прогулки и обеда, в двенадцать часов мама забирает малыша на дневной сон домой. Если психологически ребенок не готов остаться на целый день через две недели посещений, воспитатель может предложить родителям водить его до обеда еще некоторое время.

Во время адаптации не исключено появление у ребенка легкого недомогания и капризов. Это связано с усталостью, обилием новых впечатлений и контактом с вирусами и бактериями при общении с другими детьми.

Не стоит сразу же идти на больничный, у малыша должен сформироваться иммунитет. То, как быстро он приспособится к своему новому положению, во многом зависит от подготовки к детскому саду и психологическому настрою создаваемому родителями.

Приучение к режиму дня

Ребенок начинает посещать ясельную группу в возрасте около полутора лет. Дома он живет по определенному распорядку или без него.

Если вы знаете, что малыш скоро пойдет в садик, его необходимо приучать к режиму дня. Режим должен быть приближен к тому, который принят в детском саду.

Конечно, привыкнуть к новым правилам распорядка ребенку будет легче, если мама заранее об этом позаботится.

Ничего сложного в режиме нет. Для ребенка он делает жизнь размеренной и спокойной, позволяя нормально формироваться психике.

Малыш, приученный к режиму дня, лучше переносит неблагоприятные внешние факторы экологии, климата, физических и эмоциональных нагрузок.

Для мамы остается достаточно времени для домашней работы, так как продолжительность сна ребенка в этом возрасте составляет около 14 часов.

Режим включает в себя время подъема и отхода ко сну, часы приема пищи, дневного сна, игр и занятий. Если учитывать, что время дневного сна составляет три часа в младшем ясельном возрасте, значит, вечером необходимо укладывать малыша спать не позже восьми часов вечера.

Нужно приучать ребенка подниматься в семь утра, чтобы успевать в будущем, отводить его в садик. Даже если вы не торопитесь по утрам на работу, детей принимают в группы только до восьми утра.

Позже этого времени можно прийти, только предупредив воспитателя. Обычно в садик дети начинают приходить с семи тридцати утра.

В восемь часов у них небольшая зарядка перед завтраком. А в восемь пятнадцать или восемь двадцать они садятся кушать.

Малышам на еду отводится всего пятнадцать минут, поэтому лучше научить ребенка самостоятельно владеть ложкой и пить из чашки. Хорошо также, если он будет знать правила поведения за столом.

кушать самостоятельно

После завтрака у детей в детском саду прогулка, а если погода плохая, то игры в группе. Обед начинается в одиннадцать тридцать.

Те малыши, которые приходят в группу на половину дня отправляются с мамами домой после обеда, а остальные идут спать в свои кроватки.

В младшей ясельной группе сон продолжается с двенадцати до трех часов дня. После сна детки идут на горшок, одеваются и садятся за полдник.

После полдника им воспитатель или няня читает книжки. Начинают приходить родители. К четырем часам дня группа пустеет.

В других детских садах расписание может незначительно отличаться, время пребывания детей быть немного большим.

Но в основных моментах – времени приема еды и сна расписание отличается только у младших и старших детей, совпадая в разных детских учреждениях.

Способы уменьшения стресса

Чтобы адаптация к детскому саду прошла успешнее, можно устраивать с малышом по вечерам небольшие беседы. Интересоваться тем, как прошел его день, что его беспокоит.

Если малыш говорить еще не умеет, не забывайте спеть ему любимую колыбельную, почитать сказку и успокоить.

Перед тем как отдавать ребенка в садик, поинтересуйтесь заранее, какими блюдами там кормят, и попробуйте готовить их дома.

Некоторые малыши, не приученные к кашам и супам, отказываются от непривычной еды, что никак не способствует их росту, развитию и душевному комфорту.

Никогда не отзывайтесь отрицательно о детском садике или работающем там персонале в присутствии малыша.

Не высказывайте вслух опасения за безопасность и здоровье ребенка, если он может вас услышать. Ребенок должен быть уверенным в том, что садик – это замечательное место, где у него появятся новые друзья, он сможет узнать много интересного, станет взрослым и самостоятельным.

самостоятельно одеваться

Еще одно обстоятельство увеличивает для малыша стресс и эмоциональное напряжение в первые дни посещения детской группы.

Когда у него нет элементарных навыков самообслуживания. В полтора года трудно требовать много, но отдавая в садик, нужно приучить ребенка к горшку.

Научить самостоятельно, снимать и надевать штаны. Ребенок должен уметь кушать ложкой, пить из чашки. Можно начинать обучать малыша обувать тапочки, и самостоятельно одеваться и раздеваться перед сном.

Воспитание общительности

Адаптация ребенка к детскому коллективу проходит сложнее, когда, кроме мамы и папы, он в своей жизни никого больше не знает.

Хорошо, если малыш привык не только к родителям, когда в семье принимают гостей и родственников, друзей. Открытый и общительный малыш быстрее вольется в коллектив, и привыкнет к воспитателям.

Необходимо учить малыша послушанию. Всесторонне развитый, но упрямый ребенок, привыкший стоять на своем, будет также испытывать в детском саду дискомфорт, потому что там требуют послушания.

Малыш должен уважать старших, особенно воспитателей и учителей и понимать, что ему желают добра, требуя выполнения тех или иных правил.

Закаливание и профилактика вирусных заболеваний

Для профилактики вирусных и бактериальных инфекций за некоторое время до посещения детского сада можно давать ребенку иммуномодуляторы и пробиотики. Предварительно проконсультировавшись с детским педиатром.

При поступлении в детский сад следите, чтобы малыш получал полноценное питание, достаточное количество витаминов, белков, жиров и углеводов.

Если вы заметите у малыша странное поведение, послушайте советы психолога в садике, потому что психологический дискомфорт в течение длительного времени значительно снижает иммунитет малыша.

играть в коллективе

В хороших детских садах, кроме гимнастики и уроков физкультуры детей обязательно закаливают летом при помощи водных процедур (моют ноги прохладной водой, постепенно снижая температуру).

В некоторых детских садах закаливание продолжают и зимой. Ежедневные прогулки в утреннее и вечернее время также являются полезными для укрепления иммунитета.

Дома можно проводить обливания с постепенным снижением температуры воды, выезжать с ребенком в выходные дни на природу.

Выводы

Посещение детского сада не должно стать для ребенка непосильной обузой и постоянным стрессом. Родители могут быть уверены, что малышу ничего не угрожает и посещение детского коллектива положительно скажется на формировании его личности.

Желательно сразу выяснять непонятные вопросы с воспитателем и принимать правила, установленные в детском заведении еще до начала его посещения.

Это замечательно, когда у мамы есть время заниматься с ребенком до школы и не отдавать его в детский сад на целый день, приводя только на занятия несколько раз в неделю.

Но если такой возможности нет, выполняя несложные рекомендации, изложенные в этой статье, можно помочь малышу легче адаптироваться к саду.

Задать вопрос специалисту
На вопросы отвечает
Татьяна Мельник
Врач-психотерапевт, воспитатель детского сада
Задать вопрос