Скорочтение для детей – эффективные упражнения

Ребёнок растёт, каждый миг открывая захватывающий мир. Процесс познания этого мира начинается со дня рождения детей: биение материнского сердца, колыбельная песня. Со временем границы детского мира расширяются, но знания не даются сами собой.

Их источниками становятся собственные «эксперименты» детей, опыт родителей и старших друзей, Интернет, а ещё – чтение. Но зачастую от родителей и учителей слышим знакомую фразу: «Дети не читают…». Кто виноват в этой ситуации?

Одна из причин снижения мотивации и потребности в чтении – низкая техника чтения. Как же заинтересовать детей книгой и вызвать желание читать?

Методика скорочтение для детей содержит в себе различные упражнения и приёмы, позволяющие быстро и эффективно запоминать, воспроизводить тексты. Данная методика обучения служит не только повышению техники скорочтения, но и помогает развитию образной и ассоциативной памяти детей.

Основные принципы

 Можно выделить основные правила скорочтения

  • не стоит учить ребёнка быстрому чтению с ранних лет. Дети дошкольного возраста зачастую не различают звуки и буквы. Поэтому обучение желаемого результата и успеха не принесёт;
  • учите ребёнка читать осмысленно. Приучайте его карандашом выделять незнакомые слова, интересную информацию, делать на полях графические заметки (!, ?);
  • пусть дети сравнивают известную информацию с новой, прочитанной. Самое главное, чтобы малыш умел сопоставить новые знания с собственным опытом, использовать их на практике в жизни, учёбе;
  • учите детей визуализировать прочитанный фрагмент текста, то есть «увидеть», представить то, о чём читаешь.

Придерживаясь этих правил, можно научить детей технике скорочтения.

Сегодня существует целый ряд упражнений, которые способствуют развитию быстрого чтения и памяти детей, сделают обучение ребёнка интересным. Условно их можно разделить на две группы:

  • упражнения для детей раннего школьного возраста (начиная с 7 – 8 лет);
  • упражнения для учеников 11 – 12 лет.

Предлагаем некоторые упражнения и игры для повышения скорочтения.

развивать мозг

Игра «Сложи словечко»

Эта игра будет несложной для детей 6 – 7 лет, поскольку в этом возрасте они уже имеют представление о слогах. Для этой игры взрослый (или же учитель) заранее подготавливает ряд слов.

Эти слова нужно напечатать или же написать большими буквами отдельными слогами на карточках. Затем все карточки перемешать и предложить ребёнку собрать из них целые слова. Следует заметить, что для начала все слова должны быть двусложными и обязательно знакомыми для детей.

Постепенно обучение можно усложнить. Слова, которые малыш собирает, выбираем трёхсложные и так далее. В чём польза этой игры? Во-первых, маленький человек будет учиться узнавать слова. Во-вторых, это служит для развития зрительной памяти детей.

Игра «Угадай слово»

По отдельной части слова (например, по одному или же второму слогу) угадать целое слово.

Допустим, предлагаем первый слог МА-. Пусть ваше чадо попытается продолжить новые слова. Для небольшой группы ребят можно провести эту игру как конкурс «Кто угадает больше слов?» такая методика развивает не только быстроту чтения, но и дух соперничества.

Для детей 10 – 11 лет можно усложнить и разнообразить эту игру.

Игра «Слог за слогом по цепочке» (для группы ребят)

игра в слога

Взрослый (учитель) называет любое несложное слово. Например, КНИГА. Первый ученик называет новое слово, которое начинается слогом ГА-. Второй ученик, используя последний слог предыдущего слова, добавляет новое слово и так далее. Такой приём и пополняет словарный запас учеников, и служит развитию памяти.

Универсальным упражнением для детей младшего и среднего школьного возраста будет «Читаем всё больше и больше». Какая же методика проведения?

Для этой игры нужно выбрать текст, который ученик будет читать одну минуту. Малыш начинает читать, а взрослый отмечает время. Когда одна минута пройдёт, нужно сделать паузу. Можно сосчитать количество прочитанных слов или же отметить границы прочитанного текста.

Через какое-то время предложить ребёнку ещё раз тот же текст прочитать за одну минуту. Вполне возможно, что во второй раз прочитанный фрагмент будет уже чуть больше предыдущего.

Игра «У кого что?»

Взрослый выбирает слова парами, которые по смыслу можно соединить. Дети, читая, собирают эти слова парами. Например:

  • Рыба иголки
  • Заяц рога
  • Ёж               чешуя
  • Олень шуба
  • Девочка клюв
  • Орёл шерсть

Можно предложить упражнение, которое повышает и скорость чтения у детей, и развивает зрительную память. Это «Режиссёр».

Вначале нужно прочитать небольшой текст, в котором все слова разбросаны. Необходимо собрать предложения так, чтобы получился осмысленный текст.

Домой нашёл я в лесу принёс и ежа. Лето он целое у меня жил. Гулял в и саду по  комнатам он. Молоко и ёжик хлеб пил ел.

Упражнение «Слова — родственники»

Из ряда слов детям надо выбрать похожие (родственные) слова.

Лес, море, лесной, моряк, у леса, морской, земной, приморский

Увлекательными для детей будут и упражнения «Анаграммы», то есть зашифрованные слова.

Игра «Спрятанные слова»

найти слово

Игру можно сделать тематической. Взрослый выбирает тему. К примеру, цветы.

  • РОШКАМА
  • РАСТА
  • ЛИКОНВАЯ
  • ЗАРО
  • ЗАКИБУДНЕ
  • ПАНЛЮТЮ

Теперь нужно просто расшифровать в разбросанных буквах слова. Такой вид упражнения позволяет «увидеть», распознать всё слово целиком, увеличить скорость чтения.

Будет полезной и анаграмма «Лишнее слово», которая развивает ассоциативную память.

  • Первый этап этой игры – расшифровать загаданные слова.
  • Второй этап – ассоциативно найти «лишнее» слово.

Например:

  • КАНЕЙМИ
  • РЕЛКАТА
  • ДЬРАТЕТ
  • ТИКЛАС

Ещё одно интересное упражнение для развития памяти «Загадки с заданием». Чтобы сделать это обучение более увлекательным, используем цветные карандаши или же фломастеры.

Предложите сначала прочитать и отгадать первую загадку.

Зелёный телёночек,

Привязан верёвочкой,

Лежит на боку,

И зреет, и толстеет.

(Огурец)

Затем выполнить следующее задание: зарисовать жёлтым цветом букву Ё, букву Е – красным, а Н зарисовать синим.

Вторая загадка:

Могу приказы отдавать,

Спасаю от пожаров.

И в плавание могу позвать

Вокруг земного шара.

А в спорте, если надо.

Сражаюсь на награды.

(Команда)

Задание: зелёным цветом зарисовать букву А, обвести кружочком букву О, а К – перечеркнуть.

     Можно предложить упражнения «Читаем и считаем»

Нужно прочитать стихотворение и подсчитать: сколько в нём букв и звуков С?

Солнечный выдался денёк. С утра выглянуло яркое солнышко. Оно обласкало лес тёплым весенним светом. Синицы запели звонкие песенки. Застучал клювом о сухое дерево лесной доктор – дятел.

Очень полезно обучение чтению с определением логической последовательности текста.

  • И вот повадился кто-то в царском саду золотые яблоки воровать.
  • Царь любил чудесную яблоню больше всего на свете.
  • Царь строго-настрого приказал:
  • Но как садовники ни охраняли сад, ни стерегли яблоню, каждую ночь кто-то воровал золотые яблоки.
  • — Стерегите сад и берегите яблоню с золотыми яблоками!
  • — Сыночки мои милые! Повадился кто-то в нашем саду по ночам золотые яблоки воровать. Ни стража, ни садовники не могут изловить вора. Если кто из вас вора поймает, тому полцарства отдам.
  • Закручинился царь, запечалился. Велел он позвать своих сыновей.

Предложите детям определить, в каком порядке происходило событие.

Наверное, вы убедились, что эти упражнения увлекательны и интересны, не займут у вас слишком много времени.

Помните, что всё начинается с малого: из зёрнышка – хлеб, с лучика – заря…Начтите с малого и вы. Ведь обучение методике скорочтения – это большой труд. Но сегодня необходимо приложить немало усилий, чтобы повысить быстроту чтения и способствовать развитию памяти ваших детей. Тем самым вы сделаете чтение захватывающей потребностью.