Артикуляционная гимнастика избавит детей от проблем с речью

Родители прикладывают немало усилий, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Каждое утро — зарядка, закаливание холодной водой. Физические упражнения укрепляют мышцы рук, ног, спины и живота.

Но есть особая группа мышц, которая не бросается в глаза, но тем не менее, для полноценного развития она очень важна. Речь идет о группе артикуляционных органов.

Если не уделять должного внимания тренировкам языка, губ и неба, в будущем у малыша могут возникнуть проблемы с речевым аппаратом. Поэтому развитие артикуляционной моторики должно стоять на втором месте после общеукрепляющей гимнастики для тела.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей? Совсем крохам, до 2 лет, она поможет осознать, что основное предназначение их ротика и языка — это речь.

Деткам от 2 до 4 лет упражнения помогут подготовить органы речи к правильному звукопроизношению. Ну а ученикам младших классов такая тренировка поможет преодолеть уже имеющиеся проблемы.

Вспомните, наверняка среди ваших знакомых есть детки, которые уже учась в школе не очень хорошо выговаривают ряд звуков (как правило, проблемы возникают со звуками [р], [л], [с], [ш]).

Чем раньше — тем лучше

Артикуляционная гимнастика для малышей может иметь место уже тогда, когда ваш кроха начинает интересоваться окружающим миром.

Для совсем маленьких человечков, которым еще и годика-то нет, тренировки должны носить игровой характер. Заниматься с ребенком можно в любое время: купая его, переодевая, во время прогулки, перед сном.

Задача мамы или папы — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.

Игру “кто как говорит” любят все годовалые карапузы. Покажите ребенку, как мяукает кошка, кукарекает петух, цокает копытами лошадка или мычит корова.

При этом воспроизводите звуки разной тональности и с выразительной интонацией, широко открывайте рот, чтобы малыш увидел, в каком положении находится язык в случае речи каждого животного. Четко выговаривайте все эти “кукареку” и “бе-е”, желательно сделать упор на тягучие слоги.

Для детей старше 2 лет развитие артикуляционной моторики должно включать более сложные, но не менее занимательные упражнения.

Занимаемся с ребенком дошкольного возраста

Хоть малыш подрос и окреп, тем не менее тренировки артикуляции должны по прежнему происходить в игровой форме. Главная задача родителей — заинтересовать свое чадо, и впоследствии всячески поддерживать в нем этот интерес.

Не стоит говорить “А теперь — время зарядки для языка” (любые обязательные занятия вызывают только скуку), лучше предложить: “Давай поиграем”!

А чтобы гимнастика и в самом деле напоминала игру, можно подготовить интересные картинки, которые будут сопровождать упражнения. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какими могут быть рисунки. Впрочем, вы можете подготовить любые другие картинки, главное — чтобы они были красочными.

Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения

  • Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
  • Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).

заборчик

  • Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.

трубочка

  • Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.

тесто

  • Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.

лошадка

  • Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.

горка

  • Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.

вкусное варенье

  • Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.

блинчик

  • Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.

грибок

  • Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.

качели

  • Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).

маляр

  • Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края. Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.

чашечка

  • Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
  • Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
  • Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
  • Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
  • Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.

Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков [р], [л], [ж], [ш], [с], [з], [ц].

Рекомендации и советы

Маленькие детки 3-5 лет не отличаются усидчивостью и сосредоточенностью. Чтобы тренировки не превращались в пытку для обеих сторон, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • заинтересовать малыша можно только личным примером. Занимайтесь вместе в удобное время. Дети любят соревноваться, предложите своему чаду игру “У кого лучше получится”;
  • показывайте ребенку, как нужно правильно делать упражнения. Чтобы карапуз мог оценить свой результат, заниматься лучше, сев вдвоем у настенного зеркала. Если такой возможности нет, дайте ребенку в руки небольшое зеркальце. Вам в этом случае придется сесть напротив него;
  • не переусердствуйте. Малыши не могут долго сидеть на одном месте, поэтому выполняйте за один подход 2-3 упражнения. В целом у вас должно уйти на это 5-10 минут, больше непоседа просто не высидит;
  • статические упражнения (те задания, где требуется удержать язык в оговоренном положении) нужно выполнять в течении 5-10 секунд;
  • на каждое задание выделяйте 5-6 повторов;
  • если малыш испытывает затруднение с каким-либо упражнением, посвятите сегодняшнее занятие только проблемному заданию.

Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его достижения. Если что-то не получается с первого раза (или даже со второго), постарайтесь спокойно объяснить карапузу, что именно он делает неправильно. Утешьте кроху: “Посмотри, у меня тоже так не получается. Давай еще раз попробуем вместе”!

Не оттягивайте начало тренировок. Ребенку с невнятной речью тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык. В результате он может избегать игр, сторониться общения.

Разве такого желают родители для своего ребенка? Напротив, малыш с правильной речью с малых лет будет активно принимать участие в детских забавах и легко адаптироваться в коллективе.