Когда и как начинать учить ребенка пересказывать любые тексты
Очень многие дети в школе начинают испытывать большие проблемы с пересказом усвоенной информации. Почему так происходит?
Все дело в том, что родители редко уделяют внимание этому виду деятельности. Они читают, рисуют, даже сочиняют, но не обучают детей пересказывать услышанное. А теперь представьте, что испытывает маленький человек, когда его впервые просят об этом в школе. Он зачастую просто не понимает, чего же от него хотят, пугается и замыкается в себе. Так как научить ребенка пересказывать текст?
Не стоит ждать, пока малыш пойдет в первый класс. По большому счету, учиться пересказывать в школе уже поздно. Конечно, это не значит, что надо предаться отчаянью и опустить руки – все поправимо. Просто для этого понадобиться приложить больше усилий. Дело в том, что у первоклашки и так есть много нового, чем ему необходимо заниматься.
Кроме того, у учителя уже не будет возможности каждого ребенка в классе учить правильно пересказывать информацию. Поэтому родителям следует воспользоваться тем временем, которое они проводят с малышом в первые годы жизни.
Из этой статьи вы узнаете
Почему это так важно
И правда, что такого сложного в пересказе? Прочитал и рассказал – с этим каждый ребенок справиться. На самом деле это не так.
Вся сложность в том, что пересказ подразумевает совсем не дословное изложение того, что было написано в тексте. Он должен быть сделан своими словами, при этом следует выделить наиболее важные моменты, а не повторять все подряд.
Многие не понимают важности навыка пересказа, потому что не видят того, как он применяется на практике.
А ведь на самом деле он нужен и в истории, и в физике, и в математике – абсолютно во всех предметах школьной программы.
Очень многие дети не могут пересказать параграф по той же истории не потому, что они его не учили, а из-за того, что именно учили. Они запоминают текст наизусть, не задумываясь о его содержании. В результате, пропустив при ответе всего лишь одно слово, дети сбиваются и уже не могут повторить прочитанное. Об ответах на вопросы речи уже вообще не идет.
Когда учиться
Итак, важность приобретения навыка очевидна. Осталось разобраться, как научить ребенка пересказывать. Если вы решили, будто это что-то сложное, то можете быть спокойны – все просто, надо только захотеть.
Все родители читают детям книги. Кто-то начинает делать это совсем рано, когда малыш еще не умеет разговаривать и мало что понимает, кто-то предпочитает дождаться возраста постарше. Если ребенок уже улавливает суть прочитанного и может отвечать на ваши вопросы – самое время начинать учиться пересказывать.
Первый шаг
Для начала следует выбирать небольшие тексты. Еще один очень важный момент – отсутствие в них непонятных слов.
Первый раз текст читается целиком, чтобы ребенок смог уловить общую суть происходящего в нем. Кстати, имейте в виду, что у малышей очень хорошая память, поэтому не удивляйтесь, если они сходу смогут повторить все прочитанное слово в слово. Однако у нас другая цель.
После первого прочтения текст делится на небольшие фрагменты. Каждый зачитывается отдельно.
Затем следует вместе с ребенком разобраться, о чем шла речь, что и почему делали герои. Задавайте ребенку вопросы по отрывку. Предложите и ему спрашивать обо всем, что показалось непонятным.
Второй шаг
Когда все произведение прочитано и разобрано, можно приступать к составлению плана его пересказа. Для этого потребуется выделить несколько ключевых моментов. Поскольку маленькие дети еще не умеют писать, для того чтобы зафиксировать пункты плана на бумаге, следует воспользоваться цветными карандашами и нарисовать соответствующие картинки.
Например, к сказке про Колобка можно изобразить сначала главного героя на подоконнике, потом его побег по дорожке и по очереди всех зверей, которых ему пришлось встретить на своем пути.
Чтобы сделать процесс еще более увлекательным, возьмите, например, кусок обоев, оставшихся после ремонта, или соедините несколько листов бумаги. Должна получиться дорожка, по которой ребенок сможет делать шаги. Каждый шаг – пункт плана. Нарисуйте их прямо на бумаге.
Третий шаг
Этот этап можно считать одним из важнейших, поскольку именно он учит малыша говорить о прочитанном своими словами. Собственно, в этом его суть и заключается.
Из текста берутся по очереди все предложения. Задача ребенка состоит в том, чтобы пересказать их, но по-своему. Поначалу это может показаться сложной задачей. Но когда у малыша начнет получаться, он будет учиться с удовольствием. Главное, относитесь к этому как к увлекательной игре, не требуйте сразу многого и не ругайте за неудачи.
Четвертый шаг
Настало время собрать все части текста воедино. Вооружитесь созданным планом, и пусть малыш рассказывает все своими словами. Не старайтесь ему подсказывать, пусть сам старается вспоминать.
Закрепляем результат
Через несколько часов попросите ребенка еще раз рассказать вам разобранную сказку. Вы удивитесь, насколько легко и виртуозно у него это получится после совместно проделанной работы.
Чтобы малышу было интереснее, предложите ему поделиться прочитанным с пришедшим с работы папой. Папе при этом следует приходить в восторг и бурно хвалить.
Можно также попробовать немного запутать рассказчика. Подсказывайте ему неправильное продолжение, пусть он исправляет ваши ошибки.
Универсальная схема
Эта схема подходит не только для совсем маленьких детей. По подобному алгоритму можно заниматься и с ребенком, который недавно пошел в первый класс, и с учеником постарше.
Если у детей возникли проблемы с усвоением материала по различным предметам, имеет смысл таким образом подойти к изучению каждого нового параграфа. Первое время родителям придется контролировать процесс, потом они смогут заниматься самостоятельно.
Не забывайте, что занятия должны быть регулярными, тогда они принесут результат и существенно облегчат процесс учебы в школе. Во взрослой жизни приобретенные навыки также не будут лишними.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.