Кризис первого года жизни ребенка — переживаем вместе

Еще вчера вы не могли нарадоваться на своего малыша: и ласковый, и умненький, и сообразительный, и послушный, а сегодня вы его не узнаете.

Вместо примерного чада вместе с вами живет неуправляемый сорванец, капризный и обидчивый. Что случилось? Может, вы разбаловали своего карапуза? Если ситуация вам знакома, значит, у вашего ребенка наблюдается кризис первого года жизни.

Развитие детей происходит не плавно и постепенно, а скачками и рывками. Своеобразный кризис развития малыш (а вместе с ним и родители) проживает в возрасте одного года, трех и семи лет.

Ну а о подростковом возрасте лучше вообще не упоминать. Как же так — несмышленыш первого года уже переживает кризис? Да, и в этом нет ничего сверхъестественного.

Детские капризы — это нормально

часто плачет

Для детей такие критические периоды — естественная и неотъемлемая часть их становления как личности. В какой-то момент времени они испытывают диссонанс между своими потребностями и умениями; тем, чего они хотят и тем — что получают.

Не умея еще выразить свои эмоции, дети прибегают к единственному доступному средству — капризам, плачу и прочим неприятным с точки зрения родителей проявлениям.

Проблема усугубляется тем, что мама и папа оказываются не готовыми к такому рывку в развитии своего чада. Им сложно осознать тот факт, что их послушный и ласковый малыш в один момент превратился в настоящего сорванца.

Соответственно, зачастую возникают взаимные обвинения: “Это ты его разбаловала/разбаловал”. Но в том, что у ребенка наступил кризис одного года не виноваты ни мама, ни другие родственники.

И все-таки, почему это происходит? Как помочь малышу пережить этот тяжелый период первого года? Для начала разберемся, какие изменения наблюдаются в поведении ребенка в течение этого сложного периода:

  • Малыш учится ходить.
  • Появляется автономная детская речь.
  • Ребенок стремится к самостоятельности.

Рассмотрим каждое из этих проявлений подробнее

Первые шаги

играть с малышом

Раньше малыш передвигался на четвереньках, и его основной целью было изучение границ окружающего его пространства. Но сейчас он может шагать своими маленькими ножками, и его взору предстают новые горизонты: ему видны те предметы, которые он раньше не замечал — высота была не та.

Естественно, что в юном исследователе тут же просыпается жажда познания: новые интересные вещи хочется потрогать, лизнуть, понюхать, поиграть.

Родители же недоумевают: раньше малышу вполне хватало погремушек, почему же сейчас ему подавай то папин ноутбук, то мамин телефон? Ребенку, который едва перевалил за отметку одного года, нет смысла отказывать в требуемом с помощью слова “нельзя”.

Это только приведет к длительному противостоянию карапуз-родители. Если ребенка тянет поиграть с опасными предметами (розеткой, кухонным ножом, утюгом), нужно максимально доступно объяснить, что такая “игрушка” может поранить, ударить, обжечь.

Вместо этого предложите своему чаду не менее интересные взрослые безопасные предметы: набор ярких силиконовых формочек для кексов, брелок от ключей без острых углов, цветастые рекламные проспекты.

Становление речи

вместе с мамой

Появление автономной речи у ребенка является своеобразным маячком, который отмечает кризис первого года. Что такое автономная речь? Это свой собственный язык вашего малыша.

Он ничем не напоминает привычную речь, ведь слов как таковых нет — просто набор звуков или слогов, которые кроха использует для обозначения разных понятий.

Таким “птичьим” языком непоседа начинает пользоваться в конце одного года, а заканчивает — около полутора-двух лет. Соответственно, эти временные рамки можно считать началом и концом сложного кризисного возраста.

Интересно, что в процессе разговора малыш активно помогает себе жестами. На этом этапе своего развития он может говорить только о тех вещах, которые он видит в данный момент.

При этом одно и то же “слово” зачастую применяется для обозначения нескольких явлений. Например, “ма” ребенка первого года — это и мама, и машинка, и маленький, все зависит от интонации и сопровождающих жестов.

Чем грозит появление автономной речи у малыша его родителям? Ребенок желает выражать свои желания, но его словарного запаса еще недостаточно для того, чтобы он мог беспрепятственно общаться с мамой и папой.

Дитя не может объяснить требуемое так, чтобы его поняли, поэтому нервничает и капризничает. Ни в коем случае не кричите на ребенка. Ваша задача — научить его изъясняться. Озвучивайте все, что вы делаете; гуляя, рассказывайте ребенку обо всем, что происходит на улице.

Я сам

кормить малыша

Кризис одного года — это несоответствующее возможностям желание малыша делать все самостоятельно. Вы можете заметить, что ваше чадо больше не желает, чтобы вы его кормили из ложечки, вместо этого кроха пробует есть сам.

Любая мама знает, чем чревата такая самостоятельность: вся кухня в детской еде, стульчик и младенца нужно отмывать. Поэтому на просьбы ребенка самому пообедать мама отвечает твердым отказом, а в ответ — буря эмоций: ребенок крутит головой, не желая есть с ложечки, выгибается, собираясь выпасть из стульчика.

Что делать? Позвольте крохе самому провести обеденный ритуал. Оденьте его в ту одежду, которую не жалко замарать, положите еду в небьющуюся посуду. И, конечно, подготовьтесь морально к тому, что с первого раза все пройдет не совсем гладко, и не вся еда окажется во рту у вашего малыша.

Это потребует определенной смелости от вас, но и принесет заметные результаты: уже на первом году жизни карапуз начнет осваивать полезные навыки. Проба самостоятельного приема пищи — это только один пример.

Самостоятельность ребенка можно поддерживать и в других областях: покажите ему, как нужно складывать в ящик игрушки, как мыть ведерко после игры с песком. Для малыша это — увлекательная игра, которая со временем может войти в привычку.

Несколько рекомендаций родителям

часто обижается

Ребенок на пороге одного года может стать настоящим испытаниям. Чтобы пережить этот кризис было легче, воспользуйтесь советами детских психологов:

  • придерживайтесь меры. Постоянные запреты вызовут только нарастающие протесты. Но потакать всем капризам ребенка также не стоит.

Выберите золотую середину: объясните малышу, почему нежелательно пинать игрушки ногами, а если он захочет поиграть с недетскими предметами, выделите ему такую вещь, которая не сломается и не причинит ему вред;

  • малыш первого года может повсюду следовать за мамой, не отпуская ее от себя ни на минуту, что часто идет в разрез с планами мамы. Всем нам время от времени нужно пройтись по магазинам, сходить на маникюр, да и просто поболтать с подружками.

Приготовьтесь идти на компромисс: если ситуация позволяет, возьмите чадо с собой (совместный поход за покупками может стать неожиданно приятным); а если это невозможно — отложите мероприятие. Поверьте, время такой щенячьей детской привязанности очень быстро проходит;

  • сломанные игрушки — неотъемлемая часть взросления ребенка. У одного малыша страсть крушить проходит достаточно быстро, другой же ломает все, что попадется под руку. Не ругайте своего карапуза, воспринимайте это как досадную необходимость.

И любите своего ребенка — просто за то, что он у вас есть. Не стоит нервничать и срываться на малыше: он не виноват в том, что кризис его взросления причиняет вам ряд неудобств.

Кризис первого года рано или поздно закончится, и если вы выдержите это испытание с честью, найти общий язык с карапузом вы сможете в любой ситуации.

Задать вопрос специалисту
На вопросы отвечает
Татьяна Мельник
Врач-психотерапевт, воспитатель детского сада
Задать вопрос