Изучаем с детьми время на часах

Время – это то, что постоянно присутствует в нашей жизни. Это важное понятие сопровождает нас везде и всюду. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы знать, как давно встало солнце и насколько скоро оно скроется за горизонтом. Нам кажется, что определение времени – нечто простое и понятное даже маленьким детям.

Однако это далеко не так. Чтобы объяснить им, как понимать то, что показывается стрелками на часах, придется постараться и приложить немало усилий. Итак, сегодня учим время, разбираемся с самим понятием и со способами, которыми его можно донести до детей.

Вообще, всем родителям можно дать один простой совет – с самого рождения малыша регулярно ­­­­­­упоминать при нем время, рассказывать, какая сейчас часть суток и чем в связи с этим надо заниматься.  То же самое касается и пор года, дней недели. В будущем это существенно облегчит изучение того, что показывают часы.

Кстати, и их тоже можно периодически демонстрировать малышу, чтобы они в его сознании связывались с понятием времени. Просто собираясь завтракать, обедать или ложиться спать, подходите к часам, показывайте, что вы по ним это поняли. Когда придет время обучить детей понимать показания стрелок, они уже будут знать, для чего это необходимо.

Необходимые навыки

Ни в коем случае не пытайтесь бежать впереди паровоза и пытаться объяснить показания на часах детям, не достигшим и трех лет. Многие родители совершают эту ошибку, не учитывая тот простой факт, что малышам разобраться во времени очень тяжело. Начните с изучения пор года.

Перед тем как научить ребенка определять время, необходимо разобраться со счетом. Обычно дети учатся считать еще до того, как идут в школу. Однако для того, чтобы освоить часы, необходимо будет не просто уметь называть цифры от одного до шестидесяти, но и считать пятерками – то есть пять, десять, пятнадцать и так далее. Это нужно потому, что минуты на циферблате разделены на сектора по пять в каждом.

Без лишних объяснений понятно, что раньше шести – семи лет добиться наличия у детей необходимых для понимания времени на часах навыков вряд ли удастся. Да и не стоит гнаться за ними.

Ведь процесс обучения должен приносить удовольствие, для малышей это увлекательная игра, только тогда оно дает радость и необходимые плоды.Поэтому не торопитесь, лучше подождать несколько лет, а потом быстро и легко усвоить урок, чем пытаться вбить ребенку в голову информацию, к усвоению которой он просто не готов.

Обратите внимание на то, что ребенок должен не просто уметь считать, но и знать сами цифры от одного до двенадцати. Писать их не обязательно, а вот называть – да. Также крайне важно, чтобы он мог понять направление движения стрелок, выделить среди них минутную и часовую. Если вы видите, что ваш малыш дорос до этого, можете начинать занятия.

С чего начать

Итак, мы учимся определять время. С чего лучше всего начать, чтобы заинтересовать и увлечь детей? Мы советуем не стараться сразу разбираться с цифрами и стрелками, а постараться донести до ребенка само понятие времени, показать, насколько важно уметь за ним следить.

Дети уже, скорее всего, понимают деление суток на утро, день, вечер и ночь. Закрепите это знание. Предложите им простые игры, которые помогут понять, когда и чем принято заниматься. Например, можно использовать картинки.

Возьмем следующий рисунок. Задание состоит в том, чтобы определить, к какому времени суток относятся приведенные вещи.

детские вещи

Пусть ребенок закрасит разными цветами кружочки у тех вещей, которые необходимы утром, вечером, днем или ночью. Такое соединение игры и учебы приносит прекрасные результаты.

Позадавайте детям вопросы. Например, пусть они расскажут, в какое время обедают, ужинают, завтракают. Когда мама или папа приходит с работы, а старшая сестра – из школы. Когда им самим надо идти в садик или школу, а когда – возвращаться. Разумеется, речь пока идет не о времени на часах, а о части суток.

Запланируйте с ребенком поход в кино, на карусели, в кафе – на ваш выбор. Главное, чтобы он этого ждал с нетерпением. Сообщите ему, когда произойдет это событие, покажите на часах, как должны будут стоять стрелки, когда надо будет выходить из дома, пусть он следит за их движением.

Для детей это хорошее задание, помогающее связать перемещение стрелок по циферблату с течением времени в жизни. Так с помощью своего рода игры вам удастся донести до них такое сложное понятие.

Нарисуйте для ребенка на большом листе бумаги циферблат часов. Цветными карандашами закрасьте сектора, которые относятся к утру, дню, вечеру (в некоторых местах они будут пересекаться, объясните это ребенку), пусть ребенок в течение дня отслеживает, какие дела в какой период он делает. Для этой цели можно использовать и настоящие рабочие часы, тогда малыш получит возможности наблюдать и движение стрелок.

разноцветный циферблат

Изучаем устройство часов

Ребенку необходимо объяснить, как устроены часы. Для этого он должен понимать различие между часами и минутами. Расскажите ему, что такое циферблат, что означают нарисованные на нем цифры.

Затем разберитесь с часовой стрелкой, на что она указывает и как это понимать. Обычно это не представляет для детей особой сложности.

Гораздо более трудная работа предстоит с минутной стрелкой. Необходимо пояснить, что для нее циферблат – это один час, а минуты необходимо отсчитывать не по большим цифрам, а по маленьким штрихам. Здесь очень пригодится умение считать по пять, о котором говорилось выше.

Следующий шаг – выучить то, как должны быть расположены стрелки, когда показывают целые часы: один, два, девять, двенадцать.

Напоследок остается самое сложное – понимать показания и часовой, и минутной стрелок в тандеме, определять любое время.

Если есть желание, можно изучить и секундную стрелку, но это можно и отложить на пару лет. Пока же будет достаточно знать и понимать часы и минуты.

Методы работы

Перед тем как научить ребенка понимать время, необходимо составить для себя четкий план действий, чтобы не прыгать с одного на другое, закреплять и развивать полученные навыки. Мы предлагаем вам несколько методов обучения, которые помогут ребятам понять, как устроены часы, определять по ним время. Это своего рода игры, интересные и очень полезные.

Прежде всего, мы рекомендуем приобрести для ребенка настоящие большие часы. Чем проще они будут, тем лучше. Идеально, чтобы циферблат в них не был закрыт стеклом (или его можно убрать самостоятельно), чтобы в процессе учебы дети или взрослые двигали стрелочки так, как им надо.

На часах должны быть подписаны цифры. На картинке ниже – пример того, что следует искать в магазинах. Обратите внимание на надежность вещи, чтобы она могла прослужить несколько лет, ведь дети в процессе игры и учебы вряд ли будут обращаться с ней очень бережно.

интересные часики

Этот наглядный материал поможет малышу разобраться, как устроены часы. Разобравшись с этим, можно будет давать ему различные задания, позволяющие закрепить полученные знания. Попросите его показывать время которое вы называете. Другой вариант – самим располагать стрелки нужным образом, чтобы ребенок говорил, что показано на часах.

Дайте малышу самому побыть в качестве учителя. Пусть он выставляет время, а вы его называете. Периодически делайте ошибки, чтобы кроха вас исправлял. Такая игра ему гарантированно понравится.

Следующее задание – создать часы самостоятельно. Для этого понадобится большой круг, вырезанный из плотного картона, или же бумажная тарелка. Дайте ребенку карандаши, фломастеры и предложите написать на этих импровизированных часах нужные цифры.

Затем разделите весь циферблат на секции по пять минут, разукрасьте каждую из них в свой цвет, пусть ребенок поучится отсчитывать время по пять минут.

Можно пойти дальше – приделать к часам стрелочки и показывать ими время.

сделать самостоятельно

Чтобы хорошо изучить минуты, возьмите новый циферблат, но уже не закрашивайте его, а добавьте минутные деления. Причем пусть это сделает сам ребенок.

Следующий метод позволяет научить ребенка соотносить время на часах с определенными событиями. Для этого под большим циферблатом повесьте большой лист бумаги с расписанием на день. Пусть малыш сам разбирается, когда и что он должен делать. Позвольте ему самостоятельно назначать время для определенных событий. Например, в пять часов смотреть мультики или в шесть обедать.

Как видите, в процессе игры можно легко донести до ребенка достаточно сложные вещи, которые будут ему непонятны, если вы решите просто посадить его перед собой и начать учить.