Обучение детей шахматам

Игра в шахматы благотворно влияет на совершенствование психических процессов, способствуя развитию логики и внимательности. Ошибочно полагать, что эта игра слишком сложная и предназначена для взрослых – даже ученики начальных классов нередко обыгрывают своих родителей!

Обучение детей шахматам проводится в простой, доступной программе, которая помогает раскрыть способности ребенка и освоить азы этой интересной игры.

Развитие при помощи шахмат

Многие родители слышали о пользе логической игры, однако большинство из них даже не догадывается обо всей многогранности ее положительного влияния. В первую очередь, шахматы развивают полезные для активных детей навыки:

  • усидчивость;
  • наблюдательность;
  • внимательность;
  • воображение;
  • умение классифицировать, анализировать, делать выводы.

Игра способствуют развитию памяти и формирует первичные формы волевого самоконтроля. Замечена связь между игрой в шахматы и коммутативным развитием ребенка.

Возможность выразиться, заявить о себе в соревнованиях, расширить круг знакомств по общему интересу позволяет избавиться от мнимой ущербности, стать более общительным и открытым.

В каком возрасте начинать

Современные родители часто стараются следовать модному «раннему обучению». В каком возрасте можно научить ребенка игре в шахматы? Рассмотрим интеллектуальные возможности детей в разном возрасте.

  • С рождения до двух лет – кроха может раскидывать фигуры и складывать их обратно в коробку.
  • 2–3 года – малыш может отличать клетки и шахматы по цвету и запомнить, как называются фигуры.
  • 4 года – карапуз способен понять, как ходят фигуры, и освоить простые ходы.
  • 5–6 лет – дошкольник может играть с соперником.
  • Школьный возраст – маленький человечек анализирует ход игры, выстраивает собственную тактику.

Следовательно, предложить доску можно даже младенцу, но продуктивное обучение возможно не ранее 4–5 лет, в зависимости от индивидуальных способностей дитя.

Принципы обучения

Научить кроху играть можно самостоятельно, в домашних условиях. Для этого необязательно быть профессиональным шахматистом, однако узнать хотя бы об основах этого вида спорта необходимо. В противном случае, на возникшие вопросы карапуза родитель не сможет дать вразумительный ответ, чем способствует потере интереса к занятию малыша.

Как привить интерес к шахматам у детей

  • Обучение должно проходить в ненавязчивой, игровой форме.
  • Необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ребенка методику.
  • Системность обязательна – начните с 10 минут в день, постепенно увеличивая время до получаса.
  • При потере интереса к процессу следует оставить занятие на следующий раз.
  • Важно проявлять и свой интерес, покажите, что вам интересно играть с карапузом.

Раздражение и нетерпеливость родителя недопустимы при обучении ребенка. Следует заранее подготовиться к тому, что кроха не сразу запомнит, как ходят фигуры, и как они называются. Выдержка и воля во время игры требуется не только от дитя, но и от взрослого.

заниматься вместе

Программа

Вне зависимости от возраста ребенка специалисты рекомендуют придерживаться единой последовательности материала. Научить малыша можно разными методиками, выбор которых зависит от особенностей карапуза, интересов и возраста. К самым распространенным способам относятся:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • стихотворения;
  • загадки;
  • игры на компьютере или планшете.

Суть обучения детей заключается не только в объяснении правил, тактик и того, как ходят фигуры. Каждое занятие должно сопровождаться закрепляющими заданиями по игре. Чем младше карапуз, тем проще дидактические задачи.

С чего начать

Научить ребенка играть в шахматы сложнее, чем взрослого человека. Однако, чем раньше малыш освоит это занятие, тем более продуктивным окажется обучение. Занятия проводятся последовательно, в форме игры и викторины. Ниже приведет примерный план ознакомляющей программы, предназначенной для развития детей.

Занятие 1. Знакомство с шахматной доской

Упражнения:

  • заполнение шахматного поля в разных направлениях фишками, кубиками;
  • перестановка вспомогательных предметов по клеткам доски.

Занятие 2. Изучение фигур

Упражнения:

  • расстановка фигур по высоте;
  • определение названия по запросу взрослого;
  • угадывание фигуры на ощупь.

Занятие 3. Расстановка фигур на начальной позиции, связь между их положением

Упражнения:

  • постепенная расстановка фигур;
  • взрослый расставляет фигуры неправильно, малыш должен определить их неверное положение.

Занятие 4. Научить ребенка, как ходят фигуры, познакомиться с их захватом. Это основная часть программы, направленная на изучение правил игры

Упражнения:

  • походить каждой фигурой;
  • одной белой фигурой уничтожить по очереди все черные, которые остаются неподвижными;
  • одна фигура должна преодолеть половину поля не попадая при этом под «удар»;
  • черные должны сделать такой ход, чтобы проиграть одну из фигур.

Это занятие может продлиться в течение нескольких дней в зависимости от усидчивости дитя, его понимания и желания. Последующее обучение ведется по ходу активной игры, в процессе которой обозначается цель партии (шах и мат, ничья, рокировка).

заниматься с друзьями

Не всем нравится эта игра, требующая собранности, усидчивости, внимательности, рассуждений. Не для всех детей она подходит. Однако если вам удастся научить кроху и привить интерес к игре с раннего детства, не сомневайтесь – вашего карапуза обязательно ждет покорение шахматных вершин в старшем возрасте!