Обучение детей по методике Зайцева

Все любят играть, особенно дети. Методика Зайцева позволяет научиться читать играючи. Ее используют родители, которые занимаются с детьми дома самостоятельно и воспитатели детских садов. Они проводят занятия в форме игры, которая очень нравится деткам.

История возникновения

Автор метода выбрал профессию филолога. Его направили после института в Индонезию переводчиком. Зайцеву поставили задачу обучить в короткие сроки индонезийских офицеров русскому языку. Для этого он разработал обучение чтению по методике Зайцева.

Вернувшись на родину, вдохновленный успехами выполненной задачи в Индонезии, Зайцев решил разработать собственную систему преподавания языка. Методики Зайцева были адаптированы для детей дошкольников.

Для многих первоклашек, с трудом осваивавших грамоту, они стали «скорой помощью». Обучение по методике Зайцева позволило малышам начать читать в короткие сроки.

Особенности

Некоторые заявления автора методики удивляют и вызывают противоречивые чувства. Зайцев считает, что для того чтобы научиться читать, не нужно знать названия букв.

Зайцев говорит, что Азбука не только бесполезна, но даже вредна. Например, пытаясь прочитать слово «заяц», дошкольник, который только, что выучил буквы по Азбуке с картинками, вместо зайца представит четыре разных предметов никак не связанных собой по смыслу.

Это может быть зонтик на картинке с буквой З, автобус на А, ящерица на Я и цапля на Ц.

Труднее всего, объяснить малышу как две разных буквы образуют один слог, а потом слово.

Зайцев утверждает, что удобнее читать слова не по слогам, а по складам. Поэтому основной единицей для чтения в методике является пара из двух букв, которые образуют склад. В роли склада может выступать и одна буква.

Еще одно интересное мнение автора методики заключается в том, что чтению легче учиться через письмо.

Письмо в данном случае подразумевает превращение звуков в знаки. А узнавание целого написанного слова, его звучания и смысла – это обратный процесс преобразования знаков в звуки в воображении малыша.

Пособия для занятий

полный набор

Для изучения языка покупают кубики Зайцева методика со складами. Они представляют собой особый интерес, потому что необычно выглядят. Кроме кубиков в комплекте используется таблица Зайцева.

Кубики отличаются таким образом, чтобы стимулировать к работе те органы чувств, которыми ребенок наиболее полно осваивает мир – зрение, осязание и слух.

Кубики с разными складами отличаются цветом, размером, они могут издавать звуки. Задача родителей состоит в том, чтобы интересно показать кубики, из которых ребенку предстоит составлять слова и читать их.

Нужно объяснить, как можно играть с кубиками, чтобы заинтересовать малыша. Уже научившись читать, он сможет логически мыслить.

гора кубиков

Обучающий набор кубиков вы будете склеивать сами.

Подготовка к обучению

Если вы купили стандартные кубики Зайцева, перед началом обучения их нужно склеить. Это займет довольно много времени.

Советуют пошаговый способ склеивания кубиков вместе с ребенком, чтобы он знал, что внутри тарахтит, и не рвал во время игры.

Кубики из бумаги, поэтому внутрь нужно сделать плотную основу из картона, которую можно склеить клеем Момент.

Сверху уже готовый и подсохший кубик нужно заламинировать прозрачным скотчем. Некоторые слова будет сложить проблемно, будет не хватать букв.

Поэтому советуют перед изготовлением кубиков распечатать цветные ксерокопии на плотной бумаге и изготовить еще один набор.

Слоговые таблицы, которые идут вместе с кубиками перед занятиями тоже желательно склеить, чтобы они не путались.

Их обрезают по линии, нарисованной с краю, затем склеивают. Перед склеиванием таблицы желательно заламинировать термопленкой.

Методика обучения рекомендует развешивать таблицы Зайцева высоко от пола, на высоте около полутора метров. Это удобно при занятиях с группой детей.

Но, если вы будете заниматься только со своим ребенком, можно повесить их ниже, чтобы малыш доставал буквы рукой.

Занятия

коллективные занятия

Перед занятием вам нужно будет выучить напевки, с их помощью напевают разные склады. Таким образом, малыш лучше запоминает склады и быстрее учится читать. Напевки Зайцева скачать можно в интернете.

Отдав кубики в распоряжение малыша необходимо дать ему представление о системе, заложенной в их внешнем виде.

Для начала возьмите один кубик и напойте все склады на нем нарисованные, затем кубик другого вида – деревянный или золотой.

Пусть малыш уловит особенности звучания связанные с цветом и размером кубиков. Затем можно предложить малышу найти кубик, пропев какую-нибудь напевку.

На таблице показывая склады, произносите их четко (вернее напевайте), чтобы малыш мог понять разницу между мягкими и твердыми согласными, звонкими и глухими.

Пусть он сам пальчиком покажет на таблице склады, водя пальчиком или указкой. Такие упражнения Зайцев называет письмом. Показывая склады, малыш будет напевать знакомые напевки.

Советуют начинать уроки письма с имени ребенка, потому что оно для него дороже всего. Попробуйте написать имя с отчеством вместе, чтобы малыш почувствовал себя взрослым и самостоятельным.

Игры с кубиками

Метод Зайцева удобен тем, что им не нужно заниматься в определенное время, превращая в скучный урок. Это должна быть игра, которая интересна малышу.

Она может занять всего 15 минут в день, но эти минуты не должны быть принуждением. По словам автора десятка занятий достаточно, чтобы ребенок четырех лет начал читать.

для самых маленьких

Занятия по кубикам Зайцева можно проводить с полугодовалого возраста. Малышу необходимо просто показывать кубик, используя его как игрушку-погремушку, напевать склады, нарисованные на гранях кубика, учить отличать их звучание. Ничего требовать от карапуза в таком возрасте не нужно.

Годовалого малыша уже можно научить игре сложнее. Попросите его найти среди кубиков, тот, на котором нарисовано то, что вы пропели несколько раз.

Пусть малыш сделает это самостоятельно, не подсказывайте. Пробуйте вместе с малышом составлять простые слова.

Когда малыш подрастет, после года, можно использовать игры из пособия Зайцева. Их много, но если вам захочется придумать что-то свое, это будет еще интереснее.

Обучение чтению по кубикам Зайцева можно проводить, играя в магазин, зоопарк, больницу, придумывать слова на определенную тему или букву.

Когда вы много раз покажите малышу что обозначают все кубики, позанимаетесь по таблицам, попросите его написать указкой или пальчиком на таблице простое слово или выложить его из кубиков. Не настаивайте, если малыш не хочет.

Положительные и отрицательные стороны метода

Несомненным плюсом методики по Зайцеву является то, что она не привязана к определенному возрасту.

Ею можно заниматься с крохой шести месяцев и с учеником первого класса, когда традиционное образование дается ему с трудом.

Обучение по кубикам Зайцева закладывает грамотное восприятие русского языка с ранних лет. На них можно встретить сочетания букв, которые характерны для русского языка.

Например, нет кубиков «жы» или «шы», только «жи» и «ши».

Занятия проводятся в форме игры и не утомляют ребенка. Мамы, которыми использовалась методика Зайцева обучение чтению, говорят, что малыши полюбили читать.

Уже в шесть лет им стал интересен процесс чтения.

Из недостатков метода можно отметить:

  • высокую стоимость пособий, скачать бесплатно их не получится;
  • необходимость склеивать кубики самостоятельно;
  • необходимость распечатывать дополнительный комплект кубиков;
  • недолговечность бумаги, из которой сделаны пособия;
  • программа обучения языку в школе заметно отличается.

Если вас не останавливают трудности, желаем вам удачи в освоении интересной методики развития и обучения чтению детей.