Занимаемся дома по методу Монтессори

Наверное, все родители мечтают о том, чтоб их дети выросли лучше, чем мы сами — мы хотим, чтоб они были умнее, самостоятельнее, сильнее и всесторонне развитыми.

С каждым годом все больше и больше внимания родители (и я, признаться, в их числе) уделяют гармоничному развитию малышей. Существует множество различных систем, но я для себя выбрала систему Марии Монтессори.

И надо признаться, методика Монтессори дома у нас прижилась — она помогла решить множество различных задач и обеспечить всестороннее развитие сына. Расскажу об этой методике, и поделюсь собственным опытом.

Суть метода Монтессори

Методика Марии Монтессори заключается в том, что малышу обустраивается полная система для жизни, и он сам должен выбирать себе занятия. Это помогает принимать решения, становиться самостоятельным, а также отвечать за каждое свое действие.

Госпожа Монтессори, которая основала этот метод, сначала работала с детишками, отстающими в развитии. Однако, после её практики малыши участвовали в обычной жизни школьников — писали контрольные, принимали участие в школьных конкурсах и олимпиадах.

Такой серьезный педагогический прорыв воодушевил госпожу Монтессори, и она адаптировала собственную методику для любых детей.

Основной упор этот метод делает на сензитивный период — в это время малыш может научиться практически всем психологическим реакциям, которые нужны в жизни взрослому человеку.

Что включает в себя сензитивное развитие

Метод Монтессори включает несколько периодов.

  • Упражнения для развития речи.
  • Сенсорные навыки.
  • Понимание и восприятие порядка.
  • Работа с мелкими предметами (упражнения для моторики).
  • Работа с движениями и действиями.
  • Становление социальных привычек и навыков.

Очень важно уделить внимание тому, чтоб каждый аспект был реализован в повседневной жизни малыша — именно так достигается гармоничное развитие в домашних условиях.

Помимо сензитивного восприятия Монтессори выделяет также окружающую среду. По словам великого педагога, каждого малыша учит то, что его окружает.

Соответственно, для максимального развития детей необходимо создать им собственную среду. Методика Монтессори акцентирует внимание на окружающей среде постоянно — важно, чтоб занятия, если они проходят в домашних условиях, были комфортны для малыша.

сама умывается

И, наконец, последняя составляющая — педагог. Основная его роль — направление действий детей. Ребенок сам определяет свои занятия, сам формирует собственные увлечения, основная роль его мамы или папы, или же воспитателя — оказание помощи ребенку в его деятельности. Метод подразумевает различные занятия, которые есть в жизни взрослого человека, адаптированные для детей.

Заповеди Монтессори

  • Окружающая среда учит детей.
  • Критика приводит к осуждению.
  • Похвала приводит к оценочным суждениям.
  • Враждебность приводит к драчливости.
  • Честность — источник справедливости.
  • Насмешки над ребенком делают его робким.
  • Безопасность повышает уровень доверия к миру.
  • Постоянное давление и позор приводит к чувству вины.
  • Одобрение учит хорошему отношению к себе.
  • Снисходительность приводит к терпению.
  • Когда вы подбадриваете малыша, он становится более уверенным к себе.
  • Когда малыш живет среди дружбы и принятия — он учится любить.
  • Нельзя говорить плохо о малыше.
  • Если учить дитя только хорошему, для плохого не останется места..
  • Выслушивайте малыша, и всегда отвечайте ему.
  • Уважайте умение признавать свои ошибки и исправлять их.
  • Помогайте ребенку в его поисках и стремлениях.
  • Помогайте малышу учиться.
  • Хорошие манеры — залог успеха.

Метод Монтессори предлагает делиться с детьми всем хорошим, что есть в вас, окружающем мире и людях. Это помогает им раскрывать свой истинный потенциал и учиться быть лучше.

Формируем среду для ребенка

Сформировать естественную среду обитания для малыша по методу Монтессори довольно непросто — требуется много места, нужны некоторые затраты.

Только представьте — вашего ребенка окружают огромные вещи, большие люди, и в этой среде ему очень сложно учиться чему-то, большая часть его сил уходит на преодоление каких-то трудностей. Для того, чтоб малыш развивался правильно, необходимо создать ему среду.

Повседневные дела и быт. В этой зоне нужно выделить место для любых повседневных бытовых задач ребенка. В этой зоне малыш может одеваться, умываться, чистить зубки, вешать свою одежду на вешалки.

Однако, занятия, которыми мы с вами занимаемся в нашей обыденной жизни очень интересны любому ребенку. Здесь он может почистить обувь, протереть свой стол салфеткой.

Здесь ему нужно мыть свою посуду, прижить пуговку. Необходимо иметь ввиду — это не игровой процесс, это реальные бытовые задачи, с которыми ребенок может справиться.

В практической зоне следует определить все предметы на те места, где ребенку будет с ними удобно. Лучше использовать легкие, пластиковые предметы, чтоб малыш мог с ними свободно функционировать.

идеальные полки

Речевое развитие. В этой зоне должны быть различные предметы, которые связаны с языковыми навыками. Здесь могут быть книги, доска для надписей (или магнитная), алфавит, кубики с буковками. Здесь можно положить бумагу, счетные палочки.

Творческое развитие. Предоставьте ребенку возможность реализовать собственные творческие порывы любым интересным для него способом. Это могут быть краски и карандаши, небольшой мольберт для творчества, музыкальные инструменты, приспособления для аппликации.

Знания о природе. В этой зоне могут быть изображения и небольшие фигуры животных, растений. Эту зону удобно располагать около окна — можно сделать на окне специальный термометр и завести дневник для наблюдения за природой.

разные страны

Сенсорная зона. Тут нужны различные предметы, которые отличаются по разным критериям. Это могут быть кусочки ткани, различные предметы, скульптуры разных форм. Здесь же хорошо завести емкости с различными мелкими игрушками, крупами, болтиками и бусинками.

Активная зона — это может быть спортивный уголок для ребенка (если квартира позволяет), или пара игрушек для активных, подвижных игр.

Проводим день по методу Монтессори

Методика Монтессори не слишком сложна, основная её задача — обеспечить детям среду для обычной взрослой жизни. Ребенок должен делать практически все то же самое, что и взрослые — уметь самостоятельно покушать и вымыть за собой посуду, прибрать после игр, поучиться чему-то новому.

Ребенок должен самостоятельно умываться, брать со своей полочки (расположенной на удобном ему уровне) зубную щетку и пасту, причесываться (лучше завести отдельную расческу для малыша, которой он не сможет себя поранить).

После того, как утренние процедуры будут завершены, можно приступать к приготовлению завтрака. Малыш может самостоятельно насыпать в чашку хлопья, открыть всей семье йогурты, или же отмерить необходимо количество крупы и воды для приготовления каши.

Не забывайте о том, что если маленький член семьи разлил воду или рассыпал крупу, то ни в коем случае нельзя его ругать, нужно просто предложить исправить это недоразумение.

После завтрака необходимо вымыть посуду. Малышу для этого можно выдать отдельный тазик, небольшую губочку, и специальное полотенчико, которым он сможет вытереть свои кухонные принадлежности.

Позавтракав, вы занимаетесь своими делами, и внимательно наблюдаете за малышом. Возможно, ему захочется отдохнуть, но не исключено, что он попросит помочь ему повторить ваши действия. Я частенько глажу с утра, и сын помогает мне складывать вещи после глажки.

Обычно после этого ребенок хочет немного поучиться. Мой сын с удовольствием учит русские и английские буквы и цифры — мы играем, рисуем их разными фломастерами на специальной доске, иногда включаем развивающие мультфильмы или детские передачи.

играть с цифрами

В приготовлении обеда ребенок принимает живейшее участие. Малышу можно доверить:

  • вымыть овощи;
  • отмерить крупы, воду, специи, соль;
  • разложить все в нужном порядке;
  • посолить, перемешать и заправить салат.

Я не подпускаю ребенка к плите, мне кажется это слишком опасным, но у сына есть собственные формочки для печенья и бутербродов, и свой коронный рецепт яичницы. А еще у него огромная коллекция мерных стаканчиков и ложек, и он частенько меня выручает.

Выход на прогулку ребенок должен инициировать сам, и собираться он должен тоже максимально сам — выбирать одежду, надевать её. Если ребенок хочет взять какие-то игрушки для развлечения на свежем воздухе, он должен нести их сам, и следить за ними сам.

После прогулки мы готовим ужин, а после ужина — время игр и развлечений. Игры ребенок выбирает сам, и все, что требуется от родителя — помочь ему в этом.

Правила и советы

Определите с самого начала какой-то порядок. Все вещи должны лежать на одних и тех же местах. Каждый день ребенка должен проходить по распорядку.

Каждую новую вещь, игрушку или предмет в детской среде следует презентовать ребенку, объяснив, что это, для чего и как используется. Лучше всего использовать минимум слов, давая малышу возможность изучить предмет.

Также стоит немного внести в жизнь ребенка помощь по дому — делегируйте ему те несложные задания, с которыми он способен справиться, это будет его зона ответственности.