Примеры математических диктантов для дошкольников

Рисование по клеткам – это весьма интересное и полезное упражнение для дошкольников. Это метод развить у ребенка пространственное воображение, мелкую моторику с помощью игровой деятельности.

Математический диктант для дошкольников помогает развивать внимание, сосредоточенность на одном занятии, ориентацию в пространстве.

Такой диктант также помогает привыкнуть руке к письменной деятельности. Он научит ребенка быть гораздо внимательнее. Этот диктант является прекрасным методом развития логики, абстрактного мышления, детальности у малыша.

При помощи таких занятий у малыша развивается, корректируется правильность движения, он «набивает руку», данный навык хорошо поможет, когда кроха начнет ходить в школу. Математические диктанты можно успешно применять с пяти лет.

Что такое математический диктант? Это графический диктант. Ребенок рисует по клеткам, используя указатель в условии задания.

Для того чтобы его нарисовать требуется: бумага в клеточку, карандаш и ластик. В таких заданиях нарисованы стрелки (которые показывают направление) и цифры (указывают число клеток, которые необходимо прочертить в заданном направлении).

Выполняя задание по указателям, ведя линию в правильном направлении на требуемую дистанцию, в конце получится картинка. Это может быть все что угодно: животное, дерево, овощ, фрукт и многое другое.

нарисовать сердце

Диктант по клеточкам это отличный метод приучить ребенка к карандашам и ручкам. Ребенок, таким образом, узнает, как нужно ее держать, будет тренироваться, чтобы пальцы не очень уставали от частого держания ее в школе на уроках.

Это упражнение поможет малышу научиться правильно считать (достигается за счет того, что ребенок для получения финального рисунка считает клетки).

Воспитатели практикуют это упражнение, как со всеми детками в группе, так и для каждого отдельно. Малыши очень любят такие задания. Дети также  с огромным интересом рисуют самостоятельно на разлинованных листах с упражнениями.

Как выполняются задания

Диктант можно делать в 2 видах:

  • малышу дают геометрический рисунок и предлагают повторить этот же рисунок у себя в тетради;
  • воспитатель, родитель надиктовывает необходимые действия последовательно, указывая число клеток и их направление (влево, вверх и т.д., малыш воспринимает задание на слух, а потом сравнивает свой результат с образцом, который был дан в пособии (метод наложения).

Давая малышам такие упражнения, воспитатель должен придерживаться таких правил:

  • как только воспитатель начал диктовать, он не должен говорить ничего другого. Повторять то же условие несколько раз также нельзя, иначе дети просто запутаются;
  • диктант необходимо писать в абсолютной тишине;
  • если малыш вдруг сбился, отстал от остальных, он должен тихонько отложить карандаш, спокойно дождаться окончания диктовки воспитателем, и только потом он может отыскать ошибку.

Приступать к работе необходимо с самого элементарного – в тетрадках с крупной клеточкой воспитатель пишет задание, малыш должен продолжить его выполнение.

Для того чтобы ребенок научился видеть клетки и строки, он должен писать палочки, клетки, углы, не сложные узоры. С каждым заданием условие должно становиться сложнее.

Узоры в начале нужно разделить на части – потренировались детки, потом все части соединяются в один элемент.

нарисовать рыбку

В этих диктантах приняты такие обозначения: число нужных клеточек обозначается цифрой, направление – стрелкой.

Перед началом математического диктанта необходимо провести детям инструктаж по его выполнению. Сначала проговорите с детками все то, что будет им диктоваться (по скольким клеткам нужно сделать линию, в какую сторону).

Объясните, что они будут вести такие линии, не убирая руку с карандашом от листика, а потом вы все посмотрите, что выйдет.

Необходимо настроить малышей на работу, чтобы они как можно больше старались, чтобы их рисунки вышли отличными.

нарисовать зайца

Если детки еще никогда не выполняли математический диктант, то следует выполнить его вместе с ними на доске, чтобы они увидели, как он выполняется, и в другой раз уже могли работать самостоятельно.

До начала диктанта повторите с ребятами, где находится правая, левая ручка, как нарисовать линию влево, вправо. Можно придумать с детьми особые подсказки (например, написать на доске п — л).

Только после этого можно переходить к рисованию под диктовку.

Чтобы деткам было легче, сначала пометьте на листе для диктанта, в верхних углах – «П» и «Л». Затем раздать им листочки, карандаши и ластики.

Для старших детей вначале рисунка всегда указывается количество клеток, которые необходимо отсчитать от края и верха, чтобы начать диктант.

В установленном месте, например: отступите 3 клетки вправо от края, от верха отсчитайте 4 клетки, в данном месте поставьте точку.

Для младших малышей лучше, чтобы взрослый (воспитатель или мама, папа) отсчитал клетки и пометил место отсчета (из этой точки малыш начнет выводить линии под диктовку).

Начинайте с простых фигур (квадрат, прямоугольник). Потом начинайте делать задания немного сложнее.

Говорите очень четко, ребенок должен научиться воспринимать речь на слух. После завершения диктанта проверьте, насколько успешно малыши справились с заданным заданием. Рассмотрите образец.

При ошибке, допущенной ребенком, нужно вместе с ним выяснить, в каком именно месте он сбился. Ластик поможет убрать ненужные лини, и продолжить работу.

Главное оказывать поддержку малышу, похвалить его. Если что-то не выходит, то можно дать ему срисовать картинку с самого задания.

Этот вид деятельность содержит: математический диктант, оговор рисунков, скороговорку, загадку и гимнастику для пальцев малышей.

Каждый этап задания содержит смысловую нагрузку. Занятия с малышом можно проводить по-разному. Главное, чтобы малышам было интересно и любопытно выполнять такие задания, и они не уставали от длительной однообразной деятельности.