Логопедическая ритмика для малышей

Уже давно замечено, что движение улучшает нашу жизнь. Если устал – сделай зарядку и почувствуешь бодрость и прилив сил. Чувствуешь нервное истощение – пробегись или прогуляйся по парку, и сразу наступит общее успокоение.

Движение – это жизнь! Многие логопеды утверждают, что если двигательной активностью сопровождать у детей речь или пение, то можно легко улучшить последнее. Это направление в логопедии называется  логоритмика (логопедическая ритмика).

Зачем это нужно

Упражнения логоритмики очень полезны и для физического развития, улучшают интеллектуальные способности, производят положительный эффект на постановку речевого аппарата.

При этом тренируются мышцы, чувство равновесия, выносливость, малыш учится быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, формируется правильная осанка, так как занятия логоритмикой способствуют ее улучшению.

Основное предназначение логопедической ритмики – это улучшение речи. Упражнения логоритмикой для детей от 4 лет способствуют формированию правильного дыхания в момент проговаривания звуков, развивается чувство ритма. Малыш учится перевоплощаться и двигаться под выбранный темп, что помогает ему развить его творческие умения и способности.

Логоритмика может успокоить гиперактивного малыша и, наоборот, расшевелить медлительного. Это еще один плюс от таких занятий. Упражнения не имеют возрастных ограничений. Даже ритмичное шагание с новорожденной крохой на руках и декламирование при этом стихотворения уже будет считаться занятием логопедической ритмикой.

дыхательные упражнения

Цель таких упражнений для детей до 6 лет – это решить возможные возникшие проблемы с речевым развитием, а также преодолеть трудности, которые не связанные с неречевыми функциями психического характера.

Почему логоритмика помогает преодолеть преграды в разговорных способностях малыша? Речевой аппарат тесно связан с активностью ребенка: чем она выше, тем быстрее проходит овладение умением разговаривать.

Актуальность логоритмики на сегодняшний день

Сегодня очень модны методики раннего развития малышей. Ними увлекается большинство родителей. Основное направление в таком развитии направлено на интеллектуальный рост ребенка.

Родители, начиная с пеленок, знакомят его с цифрами буквами. Это приводит к тому, что головной мозг отвлекается на формирование центров, ответственных за навыки письма, чтения и умение считать. При этом недостаточно развиваются психомоторные возможности головного мозга, а их восполнить в будущем практически невозможно.

махи руками

Это не говорит о том, что методики раннего развития вредны или небезопасны. Они имеют право быть, но при этом родители не должны забывать о необходимости внедрения в занятия с малышом упражнений по логопедической ритмике.

Проводя ее дома или в детском саду, вы позволяете вашему крохе гармонично развиваться в соответствии с его возрастом.

Где проводить занятия

Для того, чтобы заниматься с малышом, не обязательно проводить уроки только у логопеда. Логоритмика тем и хороша, что она может быть легко применима и в домашних условиях.

Проконсультироваться с логопедом все же нужно, чтобы знать, как именно направить и на что обратить внимание, если у малыша действительно наблюдаются серьезные нарушения в речевом развитии.

занятия в садике

Если есть возможность проводить занятия у логопеда или в группе детей, то это также хорошо. Малышу намного интересней вместе с другими детьми повторять упражнения, к тому же это дополнительная социализация ребенка.

Логопедическая ритмика для 2–3 летних малышей

Словарный запас детей в таком возрасте достаточно широк. В период 2–3 лет речевое развитие идет гигантскими шагами. Они быстро учатся и схватывают любой материал.

Именно на стимулирование правильного развития речевого аппарата, формирование связной речи направлены занятия по логопедической ритмике. Упражнения для детей 2–3 лет должны проходить задорно и весело, вызывать интерес у малышей и желание делать их снова.

  • Маршировка. Одно из первых упражнений, основная задача которого — научить координации движений конечностей малыша. Эти упражнения помогают усвоить понятия «лево» и «право».
  • Артикуляция. Основа этих занятий — правильное дыхание и голос. Все внимание направлено на выразительность речи, высоту и силу голоса малыша. Такие занятия помогают при необходимости исправить нечистое произношение звуков, правильно развить мышечную группу речевого аппарата.

Тексты стихотворений, которые используются на занятиях, содержат необходимые звуки, которые нужны для развития именно в этот период.

  • Счет. Подразумевает под собой повторение цифрового ряда в определенной последовательности. Такие считалки также способствуют запоминанию счета первого десятка.
  •    Внимание и память. Такие  логоритмические занятия содержат в своей основе стихи, которые подразумевают различные движения к каждой из строк. У детей 2–3 лет развивается умение быстро переключаться от одного действия к другому.

Это веселая логопедическая ритмика, и она очень нравится малышам, поскольку здесь можно проявить свою творческую сущность и изображать разных животных, предметы.

  • Мимические упражнения. Они играют большую роль в развитии речи у ребенка с 2 лет, которые имеют проблемы с ее развитием. Стишки позволяют малышам покривляться.
  • Пальчиковые упражнения. Их называют еще и занятиями на мелкую моторику рук. Начинают с кистей рук, которые кладутся на стол и поочередно меняют свое положение (ладошками вверх, на ребро).

После усвоения этого комплекса, переходят ко второму этапу таких упражнений: повторение под стихотворный ритм. К ним относятся всем известные потешные стишки про ладушки или сороку-белобоку. Дети очень любят такое времяпрепровождение и подхватывают его с удовольствием.

коллективные занятия

Родители могут и сами придумать свои занятия, которые будут выполняться под музыку или под чтение стихотворения. Это уже будет занятие по развитию речи малыша.

Логопедическая ритмика для дошкольного возраста

Многими педагогами уделяется особое внимание именно ритмическому воспитанию речи у малышей дошкольного возраста. Упражнения в возрасте от 3 лет могут проводиться в течение получаса. Это пальчиковые и подвижные игровые комплексы. Чем старше возраст ребенка, тем сложнее должны быть занятия.

Несмотря на всю свою простоту проведения, логопедические ритмические занятия также имеют ряд правил, которых необходимо придерживаться.

  • Упражнение основывается на повторении движений за взрослым. Нет необходимости в разучивании всего речевого материала. На первых занятиях взрослый сам проговаривает стихотворение или поет песенку, сопровождая это движениями.

Задача ребенка – повторить движения и постепенно подхватывать слова из текста. Спустя несколько таких занятий, малыш уже сам будет безошибочно повторять все словосочетания в необходимом ритме.

  • Логопедическая ритмика – это занятия, которые должны проводиться не каждый день. Достаточно двух раз в неделю. Для детей, страдающих на заикание, занятия должны проходить до 4 раз в неделю. Лучшее время – это вторая половина дня.
  • Старайтесь привлечь детей к занятию. Им должно быть интересно. Вовлеките в работу любимые игрушки, яркую одежду, картинки, всех членов семьи. Не стоить начинать, если малыш не в настроении. Подберите удобное время для крохи.
  • Все упражнения повторяются по нескольку раз, пока их выполнение полностью не будет освоено детьми. Необходимо правильно подбирать и музыкальное сопровождение.

заниматься сидя

  • Занятия имеют гибкую структуру, нужно подстраиваться под ребенка. Если что-то не получается или тяжело дается малышу, то задание нужно упростить.

И наоборот, если возникают трудности в произношении того или иного звука, то лучше больше внимания уделить именно этим упражнениям. Не бойтесь, экспериментируйте. Важно соблюдать основную характеристику – единство музыки, движения и речи.

Логоритмика для детей от 3 лет включает в себя следующие элементы упражнений:

  • хождения с изменением направления;
  • на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • по пению;
  • на развитие речевого аппарата;
  • на развитие мелкой моторики.

Логопедические занятия должны быть разнообразными: как легкими, так и сложными и подбирать их нужно в соответствии с возрастом. Так, для занятий с ребенком 2–3 лет можно использовать стихи Агнии Барто. Они легки для понимания и усвоения. Для ребятишек, начиная с 5 лет, идеально подойдут стихотворения Корнея Чуковского.

Вы должны понимать, что быстрого эффекта от таких занятий может и не быть. Важно набраться терпения и заниматься постоянно. Первые результаты будут заметны даже через полгода или через год. Не сердитесь и не расстраивайтесь, если у малыша не будет получаться.

Он маленький и только учится, хвалите и гордитесь его достижениями. Если ребенок ощутит ваше недовольство, он замкнется и категорически не захочет продолжать занятия. Вы как самый родной для него человек должны верить в успех своего ребенка.